Мемориальный музей-квартира священника Павла Флоренского (Москва)

Экспозиция и фонды

Экспозиция Музея, открытого 8 декабря 1997 г., учитывала то, что это был первый и единственный Музей, посвященный священнику Павлу Флоренскому. Поэтому его экспозиция должна раскрывать весь жизненный путь отца Павла и основные направления его творчества.

Чрезвычайно важно, что Музей создавался, когда еще жива была Ольга Павловна Трубачева († 25 апреля 1998), дочь отца Павла. Ее рассказы, советы, замечания явились бесценным руководством в формировании экспозиции Музея. Супруг Ольги Павловны, Сергей Зосимович Трубачев, который не только прекрасно знал творчество отца Павла, но как бы жил его чувствами, мыслями и переживаниями, также оказал влияние на создание Музея.

Хотя С.З. Трубачев скончался 25 октября 1995 г. за два года до открытия Музея, он в течение последних лет жизни, когда шла подготовительная работа, щедро делился накопленным жизненным и творческим опытом.

Формирование экспозиции опиралось, несомненно, и на многочисленные исследования и публикации, осуществленные в 1970‑е – 1990‑е годы. Непосредственно за содержательную сторону концепции и экспозиции отвечал директор игумен Андроник (Трубачев), за художественную сторону, оформление интерьера – художник Музея М.А. Люкшина.

Помещения в Музее-квартире были обозначены следующим образом: прихожая; малая комната, расположенная справа, сразу после входа в прихожую, получила название — «Род и семья»; главная (большая) комната, в которую можно пройти из малой комнаты и из прихожей, — содержит экспозицию «Столп и утверждение Истины»; «научный кабинет» П.А. Флоренского раскрывает экспозиционную тему — «Противостояние».

Еще в одной комнате расположился «Кабинет директора Музея», в котором хранятся также фондовые материалы, не выставленные в экспозиции.

«Прихожая»

Это помещение сразу вводит посетителя «Музея-квартиры» в атмосферу жизни особого православного священника начала ХХ века, — мыслителя, знатока культуры, почитателя искусств, профессора Московской Духовной академии, благоговейного и ревностного служителя алтаря Господня. На стенах исполненные маслом высокохудожественные портреты и иконы.

Преподобный Сергий. Автор иконы на холсте архиепископ Новгородский и Старорусский Сергий (Голубцов, 1906, † 16 июня 1982). Он был талантливым художником, иконописцем, реставратором, и когда ушел на покой в монастырь, то имел послушание по написанию икон преподобного Сергия Радонежского.

Икона, находящаяся в «Музее-квартире» отца Павла Флоренского, написана в начале 1950‑х годов после того, как отцу Сергию (Голубцову) было дано свыше видение облика Преподобного.

По рассказу самого Владыки Сергия, ему никак не удавалось передать верхнюю часть лика преподобного Сергия. Когда Владыка Сергий отчаялся, преподобный Сергий явился ему в сонном видении, и, показав свой лоб, сказал: «Смотри и запоминай». Владыка Сергий проснулся, и тотчас начал писать лик, как его увидел.

Этим явлением преподобный Сергий как бы благодарил Владыку Сергия за участие в спасении его честной главы.

Старец Исидор, иеромонах Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры. Он был духовником П.А. Флоренского в годы его студенчества в Московской Духовной Академии (1904–1908). Портрет был написан в 1915 г. М.В. Боскиным по ранним эскизам и по памяти, через семь лет после кончины старца.

Преподобный Серафим Саровский. Этот портрет был подарен игумену Андронику коллекционером из Санкт-Петербурга в 1992 г., в то время, когда он был игуменом Валаамского монастыря.

Священник Павел Флоренский особо почитал преподобного Серафима Саровского. В его архиве обнаружены, в частности, некоторые пророчества преподобного Серафима в записи Н.А. Мотовилова, а также написанное Н.А. Мотовиловым первое житие святого (ок. 1836 г.).

Преподобный Амвросий Оптинский. У этого портрета своя интересная история. Его автор — иеромонах Оптиной пустыни Даниил Болотов. Особая ценность портрета в том, что он писан с натуры. Портрет в свое время принадлежал архиепископу Старорусскому и Новгородскому Сергию (Голубцову), который был духовником о. Андроника (Трубачева). Можно предположить, что к архиепископу Сергию данный портрет перешел от художника В. Бруни. Отметим, что П.А. Флоренский в юности (1905 г.) встретился в Оптиной пустыни с иеромонахом Даниилом и записал ряд его высказываний о храме и иконопочитании.

«Философы». Музей не представляется без картины М.В. Нестерова «Философы» (1917), на которой изображен отец Павел и С.Н. Булгаков. Оригинал находится в Государственной Третьяковской галерее. Копия, выполненная Ф.С. Булгаковым, после смерти его супруги Н.М. Нестеровой поступила в Уфимский художественный музей. Для московского Музея копию выполнила М.А. Люкшина, явив еще одну грань своего художественного таланта.

Каждый, входящий в прихожую, обращает внимание на колонну, которая располагается почти по центру помещения. Этот конструктивный элемент здания на начальном этапе оформления интерьера Музея вызывал у дизайнеров много проблем, но затем он, оформленный канделябрами и другими декоративными элементами, как-то сам собой физически принял на себя символизацию «Столпа Истины», рожденного гением Павла Александровича Флоренского. В прихожей, вокруг этого «Столпа», и рассаживаются участники семинаров и конференций, проводимых в Музее-квартире.


Комната «Род и семья»

Здесь сосредоточены основные материалы, посвященные родословной священника Павла Флоренского, а также его семье. На стенах портреты предков о. Павла, представителей древнего армянского княжеского рода Мелик-Бегляровых: деда по матери — Павла Герасимовича Сапарова, прадеда — Герасима Сапарова, его бабушки, супруги Павла Герасимовича — Софьи Григорьевны Паатовой. Рядом с ними портреты родителей о. Павла: матери — Ольги Павловны Флоренской (Сапаровой, 1859, † 1951) и отца — Александра Ивановича Флоренского (1850–1908). Здесь же и портрет деда по отцу — Ивана Андреевича Флоренского (1815–1865) — военного врача, сына костромского дьячка.

На противоположной стене этой комнаты, на различных столиках и подставках много фотографий и предметов, посвященных детству Павла Флоренского, годам его гимназической учебы, становлению собственной семьи. На нескольких фотографиях о. Павел запечатлен со своей женой Анной Михайловной Флоренской (Гиацинтовой, 1889, † 1973).

Здесь и малозаметный, но удивительный экспонат — засушенный трилистник с четырьмя лепестками — счастье! Отец Павел нашел его в 1918 г. и соотнес с рождением дочери Ольги. Впервые же такой четырехлистный трилистник П.А.Флоренский нашел 31 июля 1910 года и тогда принял решение о вступлении в брак с А.М. Гиацинтовой.

Здесь представлены также игрушки и рисунки детей П.А. Флоренского. На некоторых рисунках детским почерком выведены слова: «Папа наш хороший...».

От кого-то из детей о. Павла остались первые трогательные стихи, свидетельствующие об искренней любви в семье отца Павла:

                   –  Ты, мой папа, золотой,
                       Ты, мой папа, милый.
                       Тебя люблю, как чисто золото
                        И, как серебро...

В этой комнате небольшой уголок отведен также творчеству художницы Раисы Александровны Флоренской, сестры о. Павла, которая жила в этой квартире.


Комната «Столп и утверждение Истины»

Экспозиция этой комнаты посвящена, главным образом, священническому служению о. Павла Флоренского.

В ней представлены материалы периода его учебы и преподавания в Московской Духовной Академии. Посетитель Музея может видеть диплом и знак об окончании П.Флоренским этого учебного заведения, личные вещи из его кельи в МДА. На стенах фотографии: епископа Феодора (Поздеевского) — ректора МДА, игумена Германа — настоятеля Зосимовой пустыни, иеромонаха Исидора — из Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры.

В экспозиции, кроме того, — «Ставленническая грамота» священника Павла Флоренского и принадлежавшие ему Требник, Служебник, иерейский молитвослов с личными пометами, наперсный крест.

Рядом с ними дорогие для о. Павла предметы епископа Антония (Флоренсова) — его первого духовника; в частности, диванная подушечка, узоры из цветов, вышитые самим епископом, а также небольшой пакетик с землей с могилы Владыки Антония в Донском монастыре. Отец Павел 23 февраля 1918 года (по старому стилю) отслужил панихиду на могиле глубоко почитаемого им духовника и взял для памяти щепотку земли с его захоронения.

Сохранил отец Павел дорогие для него личные вещи и второго духовника, иеромонаха Исидора из Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры — скуфейку и четки.

На видном месте в экспозиции икона Богоматери — «Спорительница хлебов», которую П.А. Флоренский привез из Оптиной пустыни в 1908 году. Эта икона Богоматери более всего была любима старцем Оптиной пустыни преподобным Амвросием.

В экспозиции этой комнаты можно осмотреть реликвии, связанные с памятью о великой княгине Елизавете Феодоровне и, в частности, икону Толгской Богоматери, подаренную семье о. Павла в период, когда он служил священником в Убежище сестер милосердия Красного Креста, построенном попечением великой княгини. На иконе выгравирована надпись: «Благословение Марфо-Мариинской обители Милосердия. Елизавета. 1915».

Сохранилось также личное письмо — поздравление великой княгини Елизаветы отца Павла с Пасхой 1914 года. В экспозиции Музея представлены, кроме того, «Памятный лист Марфо-Мариинской обители 1916 года» с автографом святой Елизаветы Феодоровны, посвященный 25‑летию принятия ею Православия, а также небольшая иконка Марфы и Марии на дощечке в виде пасхального яйца, подаренная о. Павлу сестрами обители.

На отдельном столике размещены молоточек и платы, которые использовались при освящении престола в домовой церкви Убежища во имя Марии Магдалины.

На полках книги с подписями протоиерея Митрофана Сребрянского (полкового священника, участника русско-японской войны 1904-1906 гг., духовника и настоятеля Марфо-Мариинской обители, прославленного в лике святых новомучеников и исповедников Российских в 2000 году).

На стенах комнаты много фотографий, произведений живописи, отражающих круг людей, с которыми в разные годы своей священнической деятельности общался Павел Александрович Флоренский. Среди экспонатов виды Троице-Сергиевой Лавры в дореволюционное время, а также портрет о. Павла работы знаменитого художника — иконописца Владимира Алексеевича Комаровского (расстрелян 5 ноября 1937 года).

Граф В.А. Комаровский — автор икон для иконостаса храма преподобного Сергия Радонежского на Куликовом Поле.

Особым экспонатом этой комнаты является и установленное там фортепьяно, принадлежавшее зятю о. Павла — музыканту, церковному композитору и дирижеру — диакону Сергию Зосимовичу Трубачеву. На инструменте — ноты: «Песни» Л. Бетховена, «Бранденбургские концерты», «Маленькие прелюдии» и «Фуги» И.С. Баха. Эти ноты принадлежали священнику Павлу Флоренскому. Он сам играл по ним. Особенно о. Павел любил Моцарта, Баха, Глинку.


Комната «Противостояние»

В этом разделе Музея-квартиры освещается период работы П.А. Флоренского в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры, а также то, что связано с московским периодом его жизни. Условно эту комнату можно именовать и научным кабинетом священника Павла Флоренского.

В «красном углу» — иконы из семьи о. Павла, среди которых икона, написанная Раисой Александровной Флоренской, сестрой о. Павла; епитрахиль святого Иоанна Кронштадтского, предметы старца Илариона (Удодова, † 1953) — каноник, четки.

У одной из стен комнаты — подлинные, изготовленные по эскизам о. Павла, деревянные стеллажи. На них книги, журналы и сборники с его статьями. Среди них и первые издания «Советской технической энциклопедии», редактором которой он был. Здесь же различные предметы, колбы, пробирки и научные приборы, использовавшиеся Павлом Александровичем во время электротехнических и химических опытов, коллекция минералов, один из первых в России фотоувеличителей, которым он пользовался. Среди экспонатов — трость со специальной лопаточкой на конце. Отец Павел, увлеченный среди многих наук и ботаникой, во время прогулок выкапывал этой лопаткой заинтересовавшие его растения, пересаживал их в свой сад и изучал.

В этой комнате по особому осознается масштаб личности П.А.Флоренского. Он занимался планом ГОЭЛРО, разрабатывал новые виды пластмасс, методы градостроения, промышленные технологии и лекарственные препараты. Сегодня в его личном архиве обнаружены многочисленные заявочные материалы на различные открытия. Среди них такие, например, как «ручной аппарат для фотографирования в невидимых лучах», изобретенный им в 1929 году, разработка по применению полупроводников, особый клей. Еще в 1932 году он опубликовал статью о прототипе аналоговых вычислительных машин.

Находясь в 1934 году в БАМЛАГе, он разработал метод строительства в условиях вечной мерзлоты, по которому позже велось строительство в Норильске, Сургуте, Салехарде.

На стенах фотографии периода его работы на заводе «Карболит» (1920 г.), в Главэлектро (1921 г.). О простоте жизни отца Павла свидетельствует топчан из его комнатки в Лефортово.

Хранится в Музее и подрясник, в котором отец Павел Флоренский, не страшась, ходил по враждебной ему Москве.

В этой части Музея-квартиры о. Павла собраны материалы, рассказывающие о его крестном пути, об арестах 22 мая 1928 года и 25 февраля 1933 года, осуждении по ст. 58‑11 на 10 лет заключения в ИТЛ, документальные свидетельства пребывания П.А. Флоренского в ссылке в Нижнем Новгороде и отбывания «срока» в лагере ОГПУ в Сковородино (1933–1934 гг.) и на Соловках (1934–1937 гг.). Материалы о работе заключенного священника-ученого на мерзлотной научно-исследовательской станции и получении им ценных научных и практических результатов. Его научные открытия в области добычи агар-агара из водорослей на Соловках. Портрет П.А. Флоренского, выполненный в карандаше кем-то из его товарищей-сидельцев по Соловецкому лагерю.

Нельзя не обратить внимания на фотографию, сделанную в восточно-сибирском концлагере, на которой о. Павел изображен вместе со своим коллегой из Комиссии по охране памятников истории и старины Троице-Сергиевой Лавры П.Н. Каптеревым. Рядом фотографии лагерных бараков в Сковородино, на Соловках.

В экспозици находится и фотокопия «Акта» о расстреле П.А. Флоренского 8 декабря 1937 года и много других материалов, посвященных новомученикам и исповедникам российским.


Кабинет директора Музея-квартиры. Фонды

В шкафах и на полках «Кабинета директора Музея» прижизненные и посмертные издания трудов священника Павла Александровича Флоренского по всем отраслям знаний, собрание книг, журналов и газет с материалами о его жизни и творчестве, справочная библиотека, фильмотека. По существу, это единственная общая рабочая комната для всех сотрудников Музея и хранения фондов, не вошедших в экспозицию.

Среди поступлений в Музей в 1997–2007 годы отметим: просфорную печать, нательный крест из камеры Лубянской тюрьмы, где П.А. Флоренский находился под арестом в 1933 г. Был написан также целый ряд новых портретов отца Павла (художники М. Тихонова, В. Животягов).

В.К. Флоренский передал в 2007 г. целый ряд книг и рукописей П.А. Флоренского, хранившихся ранее у его сына, К.П. Флоренского († 9 апреля 1982). Из рукописей отметим работу «О древнерусских названиях драгоценных камней» (1919), считавшуюся утерянной.


Архив

Архив Музея включает:

Архив священника Павла Флоренского.

1. Сочинения и материалы к ним, систематизированные по структуре Собрания сочинений в 15‑ти томах;

2. Документальные материалы о жизни и творчестве священника Павла Флоренского;

В Архиве Музея имеется также небольшое количество материалов других лиц. Как правило, эти материалы связаны с тематикой Музея. Доступ к Архиву священника Павла Флоренского и другим архивным материалам Музея ограничен ввиду того, что материалы полностью не описаны и Музей не располагает помещением для научных занятий посторонних исследователей. Однако материалы из Архива священника Павла Флоренского постоянно публикуются в отдельных книгах и периодических изданиях, подготовленных сотрудниками Музея.


Научно-справочная библиотека

Научно-справочная библиотека Музея содержит издания сочинений священника Павла Флоренского, литературу о его жизни и творчестве, литературу по вопросам, связанным с проблематикой его творчества, кругом общения, памятными местами и т.п. Не будучи обширным по объему, это собрание книг и периодической печати является, вероятно, одним из наиболее полных по «теме Флоренского».