Международная конференция посвящённая 700-летию преподобного Сергия Радонежского

05/05/14

5 - 7 мая с 10.00 до 16.00 в Московской Духовной Академии Троице-Сергиевой Лавры, состоится международная конференция посвящённая 700-летию преподобного Сергия Радонежского.

Конференция построена на богословских и искусствоведческих работах священника Павла Флоренского:

- «Троице Сергиева Лавра и Россия»;

- Лавра - явление русской идеи, - энтелехия;

- «Дом Живоначальной Пресвятой Троицы», как сердце России;

- Троичный храм – есть прототип собирания Руси в духовном единстве, в братской любви. Он должен быть центром культурного объединения Руси, в котором находят точку опоры высшее оправдание все стороны русской жизни;

- Преподобный Сергий – духовный родоначальник Московской Руси, покровитель и хранитель Русского народа.

Священник Павел Флоренский

- Дом Живоначальная Троицы всегда сознаётся сердцем Росси, а строитель этого Дома, Преподобный Сергий Радонежский. - «особым нашего Российского царствия хранителем и помощником, особым покровителем, хранителем и вождём русского народа, - может бы точнее сказать – Ангелом Хранителем. Священник Павел Флоренский

- Вглядываясь в русскую историю, в самою ткань русской культуры, мы не найдём ни одной нити, которая не приводила бы к этому первоузлу; нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, русская школа, русская наука-всё это линии русской культуры сходятся к Преподобному Сергию. В лице его русский народ сознал себя; своё культурно-историческое место, свою культурную задачу и тогда только, сознав себя, получил историческое право на самостоятельность.

Священник Павел Флоренский

При участии Межрегионального научного центра по изучению и сохранению творческого наследия священника П. Флоренского Костромского Гуманитарного Университета им. Н.А. Некрасова и Костромского регионального отделения Ассамблеи народов России –

КООО «Многонациональная Кострома»

 

Участники и докладчики конференции

Председатель Фонда науки и православной культуры священника Павла Флоренского Игумен Андроник (Трубачев), доцент Московской Духовной Академии

  1. Едошина Ирина Анатольевна – доктор культурологии, профессор, зав. каф. теории и истории культур Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, засл. работник высшей школы, гл. ред. журнала «Энтелехия» (выходит с 2000 г., четные номера посвящены свящ. П.А. Флоренскому, нечетные – В.В. Розанову).
  2. Ёлшина Татьяна Алексеевна – доктор филологических наук, профессор каф. культурологии и филологии Костромского государственного технологического университета.
  3. Бабаев Камран Насруллаевич – член президиума Совета Ассамблеи народов России, председатель Костромского регионального отделения Ассамблеи народов России – «Многонациональная Кострома», генеральный директор НО «Фонд развития Костромской области».
  4. Виноградова Светлана Геннадьевна - главный хранитель Церковного историко-археологического музея Ипатьевского монастыря.
  5. Нурутдинов Табриз Анверович – директор Исламского культурного центра Костромской области, магистр теологии, имам Костромского религиозного объединения, редактор Костромской газеты «Ислам».
  6. Шувалова Антонина Ивановна - художник-реставратор темперной живописи II категории, масляной живописи III категории, заведующий отделом реставрации Костромского музея-заповедника.
  7. Литвина Елена Владимировна - художник-реставратор темперной живописи отдела реставрации Костромского музея-заповедника.
  8. Зуютина Анна Александровна - старший научный сотрудник отдела хранения Костромского музея-заповедника, хранитель фонда «Древнерусское искусство».
  9. Громова Анастасия Евгеньевна – кандидат культурологии, доцент, докторант каф. теории и истории культур Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова.
  10. Губанов Сергей Александрович – кандидат культурологии, доцент, председатель профкома студентов Костромского государственного технологического университета, председатель по молодежной политике КРОО "Многонациональная Кострома".
  11. Саранин Александр Юрьевич – аспирант каф. теории и истории культур Костромского гос. университета им. Н.А. Некрасова.

 

Программа конференции

5 мая

Вечер. Заезд участников из Костромы. Расположение в гостинице.

Экскурсия: «Священник Павел Флоренский в Сергиевом Посаде» (экскурсовод М.А. Люкшина).

6 мая

Ведущий – игумен Андроник.

  1. Игумен Андроник (Трубачев), кандидат богословия, доцент МДА. Священник Павел Флоренский в Троице-Сергиевой Лавре на рубеже эпох.
  2. Н.Н. Лисовой, доктор исторических наук, заместитель председателя Имп. Палестинского общества. Образ преподобного Сергия в трудах священника Павла Флоренского.
  3. Н.Н. Павлюченков, кандидат математических наук, кандидат богословия, доцент Свято-Тихоновского православного университета. Работа «Троице-Сергиева Лавра и Россия» и ее значение в творчестве священника Павла Флоренского.
  4. И.Л. Кызласова, доктор искусствоведения. Из истории изучения византийского и древнерусского искусства: Н.Д. Протасов (1886-1940).

Круглый стол:

Для искусствоведов, преподавателей, экскурсоводов, музейных работников и деятелей культуры.

  1. История возникновения термина «Живой музей».
  2. Основа устроения «Живого музея» по материалам священника Павла Флоренского.
  3. Создание в Сергиевом Посаде «Музея – культурного центра священника Павла Флоренского».

17.00. Открытие памятной доски преподобномученице Елисавете Феодоровне на здании б. Убежища сестер милосердия Красного Креста (ул. Митькина, д. 37).

7 мая

Ведущий – И.А. Едошина.

  1. И.А. Едошина, доктор культурологии, профессор Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Икона как феномен культа и культуры.
  2. О.И. Генисаретский, доктор искусствоведения, профессор, директор Центра синергийной антропологии человека Высшей школы экономики. «Храмовое действо как синтез искусств» и проблемы синтеза искусств в современной культуре.
  3. Т.В. Смирнова, краевед. Портрет Ю.А. Олсуфьева, написанный Вл.А. Комаровским.
  4. А.С. Жукова. Аспирантка кафедры мировой художественной культуры Московского педагогического государственного университета. Житийные циклы прп. Сергия Радонежского в изобразительном искусстве: проблемы изучения.
  5. С.М. Половинкин, кандидат математических наук, доцент Российского государственного гуманитарного университета. Проблема персонализма и троичные идеи в книге «Столп и утверждение истины».

В перерывах заседаний показ фильмов: «Спаси и сохрани», «Павел Александрович и Анна Михайловна Флоренские».

 

Тематика семинара построена на работах священника Павла Флоренского

Троичный храм – есть прототип собирания Руси в духовном единстве, в братской любви. Он должен быть центром культурного объединения Руси, в котором находят точку опоры высшее оправдание все стороны русской жизни.

*

Дом Живоначальныя Троицы всегда сознается сердцем России, а строитель этого Дома, Преподобный Сергий Радонежский – особым нашего Российского царствия хранителем и помощником, особым покровителем, хранителем и вождем русского народа, – может бы точнее сказать – Ангелом Хранителем.

*

Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным взором всмотреться в основателя её, признанного святым при жизни, преподобного Сергия.

*

Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры, мы не найдем ни одной нити, которая не приводила бы к этому первоузлу; нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, русская школа, русская наука – все эти линии русской культуры сходятся к Преподобному Сергию. В лице его русский народ сознал себя; свое культурно-историческое место, свою культурную задачу и тогда только, сознав себя, получил историческое право на самостоятельность.

*

Не преподобный Андрей Рублев, духовный внук Преподобного Сергия, а сам родоначальник земли Русской – Сергий Радонежский должен быть почитаем за истинного творца величайшего из произведений не только русской, но и, конечно, всемирной кисти.

*

Две иконы (келейные иконы Богородицы Одигитрии и Николая Чудотворца) – две мировые идеи, которые получил в свое укрепление Преподобный Сергий. Дал же от себя Руси он третью, воплощенную в художественном символе Пресвятой Троицы.

*

Иконостас есть граница между миром видимым и миром невидимым, и осуществляется эта алтарная преграда, делается доступной сознанию сплотившимся рядом святых, облаком свидетелей, обступивших Престол Божий, сферу небесной славы возвещающих тайну, иконостас есть видение. Иконостас есть явление святых и ангелов – агиофания и ангелофания, явление небесных свидетелей. И, прежде всего, Богоматери и самого Христа во плоти, – свидетелей, возвещающих о том, что по ту сторону плоти. Иконостас есть сами святые.