Биография П.Флоренского

 
Священник Павел Флоренский (1882 – 1937 гг.)
 
Краткий ознакомительный реферат
по материалам книги
игумена Андроника (Трубачева)
«Обо мне не печальтесь…»
Жизнеописание священника Павла Флоренского»
 
 
Игумен Андроник (Трубачёв)Игумен Андроник (Трубачев).
Внук священника Павла Флоренского,
доцент Московской Духовной академии,
насельник Троице-Сергиевой Лавры,
историк-архивист, исследователь жизни
и творчества своего деда, публикатор
его трудов и автор многих книг и статей
об отце Павле Флоренском.
 

Род и семья

Павел Александрович Флоренский родился в Евлахе (Елисаветпольской губернии, ныне Азербайджан) 9 (ст. стиль) января 1882 года, в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского. Он был крещен в Тифлисской Давидовской Мтацминдской церкви 
с именем в честь святого апостола Павла.
Святитель Филипп и апостол Павел стали особыми покровителями отца Павла, которые благодатным воздействием во многом определили его путь.

«Дед мой, – писал П. А. Флоренский в 1910 году, – …блестяще окончил семинарию и был послан в Академию, но тут задумал, по любви к науке, уйти в Военно-медицинскую академию. Сам митрополит Московский Филарет уговаривал его остаться и будто бы пророчил, что если примет монашество, то будет митрополитом.

Но дед все же пошел по своему пути, на нищету и разрыв с от
цом. Мне порою и является мысль, что в этом оставлении семейного священства ради науки – принципиальная, главная ошибка всего рода, и что пока мы не вернемся к священству, Бог будет гнать и рассеивать все, самые лучшие, попытки».

По отцовской линии П. А. Флоренский наследовал как духовные склонности (это сказалось и в том, что в его лице род вернулся к священству), так и научные. Флоренские отличались «всегда инициативностью в области научной и научно-организаторской деятельности, <…> всегда выступали новаторами, начинателями целых течений и направлений – <…> создавали новые точки зрения, новые подходы к предметам» (из письма о. Павла от 27 апреля- 13 мая 1935 г.).

Разность вероисповедания родителей (мать принадлежала к Армяно-григорианскому исповеданию), а также характерное для образованного общества конца XIX века преклонение перед человеческим разумом явились причиной того, что П. А. Флоренский не получил в семье даже самых простых навыков церковной жизни.  

«Воспитанный в полной изоляции от представлений религиозных и даже от сказок, – писал впоследствии отец Павел,– я смотрел на религию как на нечто вполне чуждое мне, а соответственные уроки в гимназии вызывали вражду и насмешку». «В церковном отношении я рос совершенным дичком. Меня никогда не водили в церковь, ни с кем не говорил я на темы религиозные, не знал даже, как креститься».


Приход П. А. Флоренского к вере в Бога совершился летом 1899 года под влиянием целого ряда Божиих призывов, о которых он подробно рассказал в своих «Воспоминаниях». Призывы эти завершились кризисом юношеского научного мировоззрения и обретением веры в Бога как Абсолютную и Целостную Истину, на которой должна строиться вся жизнь. Первым душевным порывом после духовного переворота было уйти в народ, отчасти под влиянием чтения Л. Н. Толстого, которому в то время П. А. Флоренский даже написал письмо.

Но родители настояли, чтобы их сын, который окончил 2-ю Тифлисскую классическую гимназию первым и с золотой медалью, продолжил образование.

 

1   2   3   4   5