Биография П.Флоренского

Учеба в Московском университете

В 1900 году П. А. Флоренский поступил на физико- математический факультет Московского университета по отделению чистой математики. Среди его учителей знаменитые ученые и профессора. В эти годы юный П.А.Флоренский начинает писать научные и фило- софские работы, пронизанные критикой позитивизма и рационализма. Особое влияние на П. А. Флоренского оказал Н.В.Бугаев, один из основателей московской математической школы. Для Н. В. Бугаева характерно было рассмотрение математики в широком философском контексте.

Во время учебы в университете П. А. Флоренский подружился с сыном Н. В. Бугаева поэтом Андреем Белым,а через него познакомился с литературно- символистскими кругами (В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Блок, Д. Мережковский и З. Гиппиус). Символизм привлекал П. А. Флоренского творческим выходом из бездушного рационализма, тем более, что и сам он писал стихи. Но почти сразу же обнаружились глубокие личные и идейные расхождения Флоренского с большинством из символистов. В символистах его отталкивала всеядность, неопределенность и ложность духовных основ. Вскоре П. А. Флоренский написал Д. Мережковскому (представителю так называемого «нового духовного сознания»), что их отношения зависят от того, как мы относимся к исторической Церкви». «Я должен быть в Православии и должен бороться за него. Если Вы будете нападать на него, то может быть, я буду бороться с Вами».

Так, еще в ранние годы началось его расхождение с той частью русской интеллигенции ХХ века, которая, обособляясь от церкви, пыталась создать свое ложное христианство, совращала народ к неверию и многих привела к погибели. Другая часть интеллигенции, к которой принадлежал П. А. Флоренский, вменяя в ничто свои возможные светские успехи, шла служить Церкви теми дарами, какие получила от Бога и обретала милость Божию на путях спасения.

П. А. Флоренский искал опоры в духовной жизни и в марте 1904 года познакомился со старцем епископом Антонием (Флоренсовым), который жил тогда на покое в Донском монастыре.

П. А. Флоренский с юношеским пылом просил его бла- гословения на принятие монашества, но опытный епи- скоп старец посоветовал ему поступить в Московскую Духовную академию для продолжения духовного обра- зования и испытания себя. Весной 1904 года П. А. Флоренский с отличием окончил Московский университет. Его считали одним из самых талантливых студентов с большим научным будущим. Однако, несмотря на лестное предложение Н. Е. Жуковского и Л. К. Лахтина остаться в Университете и молча- ливый протест родителей, он в сентябре 1904 года поступил в Московскую Духовную академию. С тех пор вся жизнь его оказалась связанной с Троице-Сергиевой Лаврой, у стен которой он прожил почти тридцать лет.
 

Учеба и преподавание в Московской Духовной академии

Духовный облик П. А. Флоренского сложился под благодатным покровом преподобного Сергия, и потому и в творчестве своем, и в личной жизни он всегда прибегал к молитвам печальника земли Русской. Отсюда – глубокая связь жизни и творчества отца Павла с русской церковностью, русской культурой, русским народом.Главным устремлением периода учебы в Духовной академии (1904-1908) для П. А. Флоренского было познание духовности не отвлеченно-филосовски, а жизненно. Здесь, в эпицентре русской духовной жизни Павел Александрович продолжает общение с епископом Антонием (Флоренсовым) и знакомится с другими видными отцами Церкви, ставшими для Павла Флоренского духовными маяками на пути к Богу.Во время поездки в Оптину пустынь 7 сентября 1905 года П. А. Флоренский в скиту беседовал со старцем Анатолием (Потаповым) на волновавшую его тему: «Спрашивал я у отца Анатолия насчет законности занятий философией и наукой, и объяснил, что мой вопрос по поводу предъявляемых мне тезисов «философия или Христос!» Ответ старца Анатолия был по-оптински мудр и опытен. Одаренный Богом особыми дарами разума и ведения, П. А. Флоренский должен был не зарывать их из мнимого «смирения» и «опрощения», а, облагодатствовав, принести сторицею Христу. ЕгопастырскоеслужениеЦерквидолжнобыло быть посвящено свидетельству Истины секуляризованному миру.И философия в этом свидетельстве должна не противостоять Христу, а быть «служанкой богословия». Не дав, казалось, прямого ответа, а только намеки, о. Анатолий побуждал Павла Александровича прийти к такому пониманию через собственный духовный опыт.

Старец  Исидор  (Козин-Грузинский), духовник  П. А. Флоренского  Старец  Анатолий  (Потапов). Оптина  Пустынь  Старец  Анатолий  (Потапов). Оптина  Пустынь  

В Академии П. А. Флоренский по всем предметам на «отлично», а его семестровые сочинения до сих пор сохраняют научно-богословское значение.

Кандидатское сочинение П. А. Флоренского «О религиозной Истине» (1908), которое стало ядром магистерской диссертации (1914) и книги «Столп и утверждение Истины» (1914), было посвящено путям вхождения в Православную Церковь.

«Церковность – вот имя тому пристанищу, где усмиряются притязания рассудка, где великий покой нисходит в разум». Книга «Столп…» написана как опыт теодицеи, т.е. оправдания Бога от притязаний человеческого рас- судка, находящимся в греховном, падшем состоянии.

Как теодицея, книга отца Павла может удовлетворить самый требовательный вкус, изощренный в философии и богословии. Раскрывается вся премирная глубина христианства, его необходимость для человека,освещается светом христианства и уясняется им высший смысл жизни и бытия мира, и  все– и частное,и основное в христианстве – с необыкновенной ясностью выявляется в своем высшем смысле и единстве.

Как труд богословско-философский, книга автора от начала до конца православна. Автор ниспровергает господство в жизни рассудка и его претензии на монополию истины, утверждает духовный подвиг, утверждает и защищает Церковь, открывает ложь ересей древних и новых по их существу, осуждает «новое религиозное сознание» современной интеллигенции, хлыстовство, хилиазм, культ плоти; исповедая грех как причину зла, он в благодати Святого Духа утверждает силу, препобеждающую грех и обновляющую тварь.Архимандрит  Серапион  (Машкин)

Как автор «Столпа…» и ряда других работ отец Павел завершил становление онтологической школы Московской Духовной академии (протоиерей Феодор Голубинский – В. Д. Кудрявцев-Платонов – А. И. Введенский – архимандрит Серапион Машкин – священник Павел Флоренский). На основании защиты магистерской диссертации 19 мая 1914 года, священник Павел Флоренский был утвержден в степени магистра богословия и звании экстраординарного профессора Московской Духовной академии. В 1914-15 годах за магистерскую диссертацию «О духовной истине» отец Павел был награжден премиями митрополита Московского Филарета и митрополита Московского Макария.В 1908-1919 годах отец Павел преподавал в Московской Духовной академии историю философии.Тематика его лекций обширна: Платон и Кант, мышление еврейское и мышление западноевропейское, оккультизм и христианство, религиозный культ и культура и др. Отец Павел стремился выделять и развивать те моменты исторического процесса мысли, которые имеют особо важное значение для богословия, и указывал на религиозные следствия, содержащиеся в том или другом течении мысли.Оценивая вклад отца Павла в историю философии, один из лучших знатоков античной культуры А. Ф. Лосев писал, что «Флоренский дал концепцию платонизма, по глубине и тонкости превосходящую все, что когда-нибудь я читал о Платоне. <…> Его имя должно быть названо наряду с теми пятью-шестью именами, которые знаменуют собой основные этапы понимания платонизма во всемирной истории философии вообще».Если говорить о вкладе отца Павла в русскую философию и богословие, то необходимо помнить, что его самобытное оригинальное творчество отмечено про- тиворечивостью: оно несет на себе одновременно и печать времени, и проникновения вперед на многие десятилетия. На творчестве отца Павла отразилось его собственное постепенное духовное становление, и поэтому он сам никогда не претендовал ни на безошибочность и законченность своей мысли, ни на все - общность признания, а подразумевал обсуждение, развитие, уточнение, исправление. Но, писал он, «я хотел именно Православия и именно церковности. 

1   2   3   4   5