Биография П.Флоренского

Церковное и общественное служение в годы Советской власти

Вид  Свято-Троицкой  Сергиевой  Лавры.

Обширную и многостороннюю деятельность отца Павла в 1920-е годы для удобства обзора можно распределить на три направления: церковное служение, работа в государственных учреждениях и религиозно-философское творчество. Это деление во многом условно. Отец Павел всегда и везде нес служение Церкви Божией.

Особым церковным послушанием отца Павла в эти годы было сокрытие главы преподобного Сергия Радонежского. С осени1919 года Наркомат юстиции, а так же местная власть, несмотря на протесты Святейшего Патриарха Тихона, неоднократно ставила вопрос о вывозе мощей преподобного Сергия из Троице-Сергиевой Лавры «в один из московских музеев». Осуществить эту кощунственную акцию 30 марта 1920 года было поручено М. Галкину, священнику, добровольно снявшему с себя сан и поступившему на службу в Наркомат Юстиции по борьбе с религией.

П. А. Флоренский  с  дочерью  Марией.Братия была выселена из Лавры еще 3 ноября 1919 года и не имела доступа к опечатанным храмам. Святейший Патриарх Тихон и наместник архимандрит Кронид обратились за помощью к отцу Павлу Флоренскому и графу Ю. А. Олсуфьеву. Являясь членами Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры, они имели право входить как в Троицкий собор, так и во все подсобные помещения. Поскольку целиком мощи было невозможно сокрыть, было принято решение сокрыть главу преподобного Сергия, который заменили на сходный череп одного из князей Трубецких из подклетей Троицкого собора. Таким образом, глава преподобного Сергия была спасена.

Поскольку с 22 октября 1918 года по май 1920 года отец Павел входил в Комиссию по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры, подчинявшуюся музейному отделу Наркомата просвещения, он был назначен ученым секретарем Комиссии и хранителем ризницы Лавры. Кроме него в Комиссии по охране Лавры состояли Ю. А. Олсуфьев, И. Е. Бондаренко, Н. Д. Протасов, М. В. Боскин, Н. П. Каптерев, Т. Н. Александрова-Дольник, С. Н. Дурылин ( в последствии священник), С. П. Мансуров (впоследствии священник), М. В. Шик (впоследствии священник).

Главная опасность состояла в том, что национализированные ценности Лавры могли быть уничтожены или безвозвратно утрачены для Церкви.

Вот, например, высказывание члена ВЧК Г. Я. Розенталя, входившему в межведомственную Комиссию по ликвидации Лавры: «Я утверждаю, что Троице-Сергиева Лавра – это гнойник на теле Советской России, который необходимо так или иначе отсечь».

Работая в Комиссии по охране Троице-Сергиевой Лавры, священник Павел Флоренский одним из первых в мировой практике развивал идею «живого музея», требуя сохранения каждого предмета в той среде и связях, при которых он возникает и живет. Отстаивая идею живого музея, отец Па- вел считал необходимым для Церкви и духовной культуры России сохранить именно как действующие монастыри Троице-Сергиеву Лавру («явление русской идеи») и Оптину Пустынь («могучий соборный в России возбудитель духовного опыта») и делал для этого то, что было тогда ему возможно.

1 августа 1921 года священник Павел Флоренский был утвержден профессором печатно-графического факультета Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). В течение трех лет отец Павел читал во ВХУТЕМАСе курс лекций под названием «Анализ перспективы», переработанный затем в монографию «Анализ пространственности <и времени> в художественно -изобразительных произведениях» (1924-1925).

П. А. Флоренский  с  семьей.  Сергиев  Посад, начало  1930-хг .

В эти же годы отец Павел участвует в деятельности Московского института художественных изысканий и музееведения (1920), сотрудничает с союзом художников и поэтов «Маковец» (1921-1926).

Осенью 1920 года отца Павла пригласили работать в московское отделение завода «Карболит» в качестве консультанта, а впоследствии заведующего испытаниями продукции завода и заведующего научно-техническими исследованиями. ВСНХ РСФСР поручил в то время заводу «Карболит» изготовление изоляторов высокого напряжения для строившихся электростанций.

Убедившись в исключительных способностях отца Павла, его вскоре пригласили работать в Отдел электротехнической промышленности ВСНХ РСФСР (Главэлектро), которым в то время руководил В. Куйбышев. Вконце1921 года особым постановлением Совета труда и обороны был учрежден Государственный экспериментальный электротехнический институт (ГЭЭИ, с 1927 г. – ВЭИ).

При промышленном отделе ГЭЭИ была создана лаборатория испытания материалов, выросшая затем в самостоятельный отдел материаловедения ГЭЭИ, руководство которым П.А. Флоренский осуществлял в 1922-1933 годах.

С середины 1920-х годов работы отца Павла сосредотачиваются в области электротехники и прикладной физики.

За 1926-1933 годы П. А. Флоренским было подано в Комитет по изобретательству более 50 заявок и заявочных свидетельств, из которых лишь малая часть получила оформленное свидетельство на изобретение. Причиной этого было нежелание власти признать научные заслуги ученого, облеченного в священный сан.

Однако своим высоким нравственным и научным авторитетом отец Павел свидетельствовал о том, что культура и наука не противоречат и не опровергают религию, как это пытаются внушить атеисты, а должны служить указующим перстом ко Христу. «Вера определяет культ, а культ– миропонимание, из которого далее следует культура», – писал отец Павел о своих взглядах в 1927 году в энциклопедии «Гранат».

Многочисленные изобретения и открытия отца Павла Флоренского в различных областях науки и техники имели важное значение в развитии народного хозяйства страны и укреплении ее обороноспособности. Но кроме конкретных изобретений П. А. Флоренскому принадлежит целый ряд эвристических идей, которые позволяют по-новому взглянуть на целые области знания и техники.

 

Религиозно-философское творчество

После издания книги «Столп и утверждение Истины» (1914) отец Павел начал разработку тем антроподицеи («оправдание человека») – то есть филосовского обоснования идеи совершенства и разумности человека при его наличной греховности. В отличие от теодицеи «Столпа…» антроподицея не замасливалась как единое произведение. Тематику антроподицеи составили:

1) «Чтения о культе» (1918-1922);

 2) «У водоразделов мысли» (1919-1926);

 3) ряд работ, посвященных философии искусства и культуры, из которых важнейшие «Иконостас» (1919-1922), «Анализ пространственности <и времени> в художественно-изобразительных произведениях» (1924-1926).

Промыслом Божиим основные работы по тематике антроподицеи отец Павел писал тогда, когда то, что Церковь определяла как грех и зло, стало нормой общественных отношений. Общественно-политический переворот, острием своим направленный против религии и веры в Бога вообще и против Русской церкви в особенности, заставлял осмыслить, почему духовное богатство, изобиловавшее в Церкви, оказалось ненужным и даже враждебным расцерковленному обществу. Вследствие этих обстоятельств антроподицея отца Павла Флоренского была не только осмыслением путей спасения человека, но и ответом вызовам общества, удалившегося от Бога и Церкви.

В 1920-егоды, в самый разгул кампании по вскрытию мощей и изъятию и уничтожению икон, отец Павел пишет работу «Иконостас», в которой показывает духовную связь между святым и его мощами и иконой. В работах «Иконостас» (1921) и «Обратная перспектива» (1919) отец Павел убедительно доказывал онтологическое превосходство иконы над светской живописью и ее общекультурную ценность.

В ответ на массовые переименования городов, улиц и даже личных имен и фамилий, особенно связанных с историей Церкви с целью приведения народа к историческому и религиозному забвению, отец Павел пишет работу «Имена» (1922-1925). В этой работе раскрывается духовный смысл наименования, как выявления сущности личности и предмета, как способа познания законов духовной реальности.

 

1   2   3   4   5