Проект собрания сочинений священика Павла Флоренского

Игумен АНДРОНИК, составитель

В разные годы священник Павел Флоренский неоднократно составлял черновые планы собрания своих сочинений. В большинстве случаев они включали не «полное собрание сочинений», а какие-либо крупные части («У водоразделов мысли», «Лекции по античной философии» и др.). Наиболее полный и систематичный проспект «полного» собрания сочинений был составлен 18 сентября 1919 года:

«Собрание сочинений священника Павла Флоренского (Приблизительный проспект) 1919.IX.18.

т. I (+++)1 Черты отрицательной философии. (Статьи философско-математические): О символах Бесконечности (+++). Теорема о трансфинитах (+++). Расширение теоремы Кантора о возможности непрерывных движений и геометрических образов в полунепрерывных пространствах (+++). Прерывность как элемент мировоззрения (+). О типах возрастания (+++). О возрастании типов (+). Несколько теорем о сетях (+++). Новая интерпретация мнимых геометрических образов на плоскости (+++). К вопросу о функциях постоянных внутри данного контура (+++). Аристотелево колесо (+++). Приведение чисел (+++). Повышение чисел (++). Математические и философско-математические эмбрионы (++). Из лекций по энциклопедии математики (++). К вопросу о дедукции пространств (+).

т. II (++) Об особых точках плоских кривых, как местах нарушения их непрерывности.

т. III (+++) «Столп и утверждение Истины».

т. IV (++) Опыт православной антроподицеи.

т. V–VII У водоразделов мысли. (Черты конкретной метафизики): Задачи конкретной метафизики (философия и антропология). Мысль и язык (философия языкознания) (+++). Действие и орудие (философия и техника) (++). Об историческом понимании (философия и генеалогия) (++). Смысл идеализма (метафизика рода и лика) (+++). Общечеловеческие корни идеализма (философия и народные верования в слово) (+++). Метафизика имен в историческом освещении (++–). Об ориентировке в философии (философия и жизнечувствие: механическое мировоззрение, Каббала, оккультизм, христианство) (+–). Земля и Небо (философия и астрология) (+–).

т. VIII Из истории античной философии: Введение в историю античной философии (++–). Первые шаги античной философии (++– и +–).

т. IX–X Эллины и эллинство: Раса. Эллинство как духовная идея. Организация философской школы. Смысл мистерий. — Софисты. Сократ. Платон. Аристотель. Из истории неопатонизма (Жития язычества). Ориген (++–).

т. XI Из истории новой философии: Дух нового времени. Кант. Из истории антиномий (+++). Милль — о математике (+++).

т. XII Из истории философской терминологии: «Не восхищение непщева» (+++). Ноумены и феномены (+–). Платоническая терминология в богослужебных книгах (+–). Понятие символа (+). Слова (+). О суеверии и чуде (+++). Трисвятая песнь (+). Тур и кур (++). Ихор (+). Парусия (+).

т. XIII Статьи и исследования критические, методологические и педагогические.

т. XIV Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии.

т. XV Отошедшие (характеристики, портреты и биографическое).

т. XVI Слова и речи.

т. XVII Статьи и исследования богословские: Абсолютизм и анархия. Эмпирея и Эмпирия. Догматизм и догматика. Апостол Иаков. О церкви в Четвероевангелии. Об ангелах хранителях. О имеславии и имеборстве. Терафимы.

т. XVIII Язык и обычай (Материалы и заметки лингвистические и фольклорические).

т. XIX Опыты литературные. Стихи. Воспоминания»*.

Публикуемый ниже Проект Собрания сочинений священника Павла Флоренского в 15 ти томах основывается на «проспекте» П.А.Флоренского от 18 сентября (ст. ст.) 1919 г., но в связи с тем, что часть работ были не завершены, а другие даже не написаны, оставить в неизменности собственный «проспект» П.А.Флоренского не представлялось возможным.

Поясним, как формировались тома 15 томника.

Тома «проспекта» П.А.Флоренскогго 1919 г.: 1, 2, 3, 4, 5–7, 8, 9–10, 11, 19 приблизительно соответствуют аналогичным томам проекта игумена Андроника 2012 г.
Том 14 «проспекта» П.А.Флоренского 1919 г. естественно не мог тогда включать обширных исследований по теории искусств («Иконостас», «Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях» и др.). Тома 12, 13, 15, 16, 17, 18, включившие различные работы по философии, богословию, педагогике, биографике, лингвистике объединены в один том, т. к. в действительности почти невозможно свести любую из этих работ к какой-нибудь одной области знания, и всякая попытка подобного разграничения работ на только богословские, только философские, только педагогические будет искусственной. Кроме того, т. 12 «Из истории философской терминологии», т. 15 «Отошедшие», т. 16 «Слова и речи», т. 18 «Язык и обычай» содержали бы слишком мало материалов. Согласно проекту 2012 г. все исследования и статьи располагаются в хронологическом порядке, что позволяет рассмотреть творчество П.А.Флоренского в историчеком развитии. Тома 10–15 проекта 2012 г. не планировались П.А.Флоренским в «проспекте» 1919 г., т. к. или не были еще написаны, или комплекс соответствующих материалов не представлялся ему возможным для печати ввиду его незавершенности или сугубо личного характера. Таким образом, общий контур проекта собрания сочинений П.А.Флоренского 2012 г. приблизительно соответствует этапам его творческого пути: очищение — научение (теодицея — антроподицея) — деяние (исследование законов, по которым живет мир и человек).

Представляю данный проект в надежде, что это подвигнет одно или несколько издательств напечатать Полное собрание сочинений священника Павла Флоренского, т. к. только полное собрание сочинений может представить его воззрения такими, какими они были в действительности.

В большинстве случаев работы в каждом томе (или в каждой книге) выстроены по хронологии. Если известна точная дата написания работы, то указывается она, если неизвестна — указывается время публикации. Все даты до 1918 г. указываются по старому стилю. После февраля 1918 г. даты переведены на новый стиль (но в самой работе даты должны быть оставлены так, как их писал П.А.Флоренский).

Таблица соответствия «проспекта» священника Павла Флоренского 1919 г. и проекта игумена Андроника 2012 г.