Том 4. У водоразделов мысли (Черты конкретной метафизики)

Книга 1.
Игумен Андроник (Трубачев). История создания цикла «У водоразделов мысли»

Часть 1. Образ и слово.

I. На Маковце (из частного письма) (20 мая 1913).

II. Пути и средоточия (вместо предисловия).
Приложение 1. Философская антропология (9 октября1918).
Приложение 2. Заметки по антропологии (18 ноября 1916).
Приложение 3. «Философская антропология — в духе Баадера…».

III. Обратная перспектива (октябрь 1919).
Примечания.
Приложение 1. Краткая запись обсуждений доклада П.А. Флоренского «Об обратной перспективе», прочитанного в Византийской секции МИХИМ 29 октября 1920 года.
Приложение 2. Обратная перспектива и родственное. Материалы и сопоставления. Москва. 1921.

IV. Мысль и язык (1918–1922).
1. Наука как символическое описание.
2. Диалектика
Приложение. Диалектика (28 марта 1915).
3. Антиномия языка.
4. Термин.

Приложение 1. Специальный курс с коллоквиумом для студентов 3-го курса Московской Духовной Академии. Из истории философской терминологии (14-15 сентября 1917).
Приложение 2. Запись пропорции на полях «Спецкурса».
Приложение 3. Записка из подготовительных материалов.
Приложение 4. Ранний план статьи «Термин».
Приложение 5. План статьи «Термин» (25 октября 1918).
3. Строение слова.
4. Магичность слова (12–15 октября 1920).
Приложение. А.Ф.Лосев. Термин «магия» в понимании П.А.Флоренского.
5. Имеславие как философская предпосылка (ред. октябрь, ноябрь1922).
Приложение 1. От редакции.Предисловие священника Павла Флоренского к книге иеросхимонаха Антония (Булатовича) «Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус». М., Изд. «Религиозно-философской библиотеки». 1913.
Приложение 2. Замечания священника Павла Флоренского на книгу иеросхимонаха Антония (Булатовича) «Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус». М., 1913 (1913).
Приложение 3. Письмо священника Павла Флоренского И. П. Щербову (13 мая 1913).
Приложение 4. Тезисы об Имени Божием из Послания Святейшего Синода от 18 мая 1913 г. (1913).
Приложение 5. Примечания священника Павла Флоренского к статье архиепископа Никона «Великое искушение около святейшего Имени Божия» (1913).
Приложение 6. Примечания священника Павла Флоренского к статье С. Троицкого «Афонская смута» (1913).
Приложение 7. Священник Павел Флоренский. Архиепископ Никон – распространитель «ереси» (1913).
Приложение 8. Письмо священника Павла Флоренского иеросхимонаху Антонию (Булатовичу) (ок. 24 августа 1914).
Приложение 9. Отрывок из письма священника Павла Флоренского архиепископу Антонию (Храповицкому) (29 декабря 1915 г.).
Приложение 10. Священник Павел Флоренский. Проект текста для нового Послания об Имени Божием (ок. 1917.).
Приложение 11. Об Имени Божием (31 июля ст.ст 1921).
Приложение 12. Обращение московских профессоров богословов, философов, писателей к Святейшему Патриарху Тихону и архипастырям Российской Православной Церкви по поводу Послания Синода об Имени Божием от 18 мая 1913 года. (25 декабря ст.ст. 1921) – 7 января 1922 г..
Приложение 13. Отрывок письма, написанного священником Павлом Флоренским по просьбе о. архимандрита Давида в ответ на письмо имеславцев с Кавказа. (6 февраля ст.ст. 1923).

V. Итоги (1922.XI–XII).

Часть 2. Воплощение формы (действие и орудие) (1917)

I. Hомо faber (14 сентября 1917).
II. Продолжение наших чувств (14 сентября 1917).
III. Органопроекция (15–19 сентября 1917).
IV. Символика видений (19 сентября 1917).
V. Хозяйство (20 сентября 1917).
VI. Макрокосм и микрокосм (21 сентября 1917).
Приложение 1. Священник Павел Флоренский. Окончание лекции «Макрокосм и микрокосм» (21 сентября 1917).
Приложение 2. П.А. Флоренский. Письмо Вл.Ив. Вернадскому (21 сентября 1929).

Часть 3. Форма и организация (1917)

I. Понятие формы. Целое (5 октября 1917).
II. Divina sive aurea sectio. Золотое сечение (19–20 октября 1917).
III. Золотое сечение в применении к расчленению времени. Целое во времени. Организация времени. Циклы развития (24–30 октября 1917).
IV. Cмысл закона золотого сечения. Signatura rerum. Формула формы (30–31 октября 1917).
V. Разбор некоторых суждений о законе Цейзинга (23–27 октября 1917).
Приложение 1. Целое (12 декабря 1917).
Приложение 2. О золотом сечении античных трагедий
Приложение 3. Расчленение литургии золотыми сечениями (30 апреля, 15 июля 1920).
Приложение 4. Золотое деление окружности.


Книга 2.
Часть 4. Имя рода (история, родословие и наследственность) (1916).

Об историческом познании (Конспект лекций).

1. Постановка вопроса (28 августа 1916).
2. Наука естественная.
3. Закон.
4. История философии.
5. Единичность исторического.
6. Закон в историческом.
7. Значительность исторического.
8. Резюме.
9. Наукословие.
10. Как возможна история.
11. Разъяснение предыдущего на примере.
12. Пример исторического познания.
13. Деление наук.
14. Новое, как содержание истории (26 августа 1916).
15. Еpгоn и еnepгeia.
16. Еpгоn и nomos, enepгeia и idion.
17. Вещь и личность.
18. 50-е зачало послания к Римлянам. Рим. 1, 18-27.
19. Природа и культура.
20. Объект культуры и объект природы.
21. Единичное и общее.
22. Постоянство природы и жизнь культуры (1 сентября 1916).
23. Основные категории естествознания и культурознания.
24. Причинные ряды в естествознании и генеалогические — в истории.

Генеалогия.
Как ею заниматься.
Идиологическое дерево.
Родословная с гербами.
Генеалогическое дерево (21 сентября 1916).
Принципиальная постановка вопроса о генеалогических схемах (28 сентября 1916).
Связь предлагаемой схемы с вопросами познания (5 октября 1916).
Общее построение курса (20 октября 1916).
Приложение 1. Заметка об историческом познании (21 сентября 1900; 21 сентября 1911).
Приложение 2. Об историческом познании (студенческая запись). 1916.
Приложение 3. Из черновых материалов (1918-1924).

Часть 5. Идеализм.

Смысл идеализма (метафизика рода и лика) (1914).

I. Что такое платонизм.
II. Учение о родах и видах, или вопрос об универсалиях.
III. Как возможно познание.
IV. «Введение» Порфирия к «категориям» Аристотеля.
V. Альтернативы Порфирия, представленные в схемах и таблицах.
VI. В чем пафос устремления к реализму и в чем пафос устремления к терминизму?
VII. Художественные произведения как образы движения.
VIII. Проблема портрета.
IX. Представление в четырехмерном пространстве.
X. Творчество Пикассо – пример насильственного перехода к искусственным, ложным формам созерцания.
XI. Что значит видеть идею? – Синтетические символы религий.
XII. Что есть род для современного человека и для древнего человека.
XIII. Род и родичи.
XIV. Идеализм и проблемы лика.
XV. Трансцендентное и имманентное.
XVI. Небесное семя (генитура) и иерархия горних сущностей.
Общечеловеческие корни идеализма (философия народов) (11 сентября 1908).

Часть 6. Имена. Метафизика имен в историческом освещении. Имя и личность.
Имена (1922–1925).
(Ономатология) (1922).
I. Имена в творчестве П.Мериме, Г.Флобера, Э.Золя, О.Бальзака, В.Гюго, Н.Гилярова-Платонова.
II. Имена в творчестве А.С.Пушкина. Мариула.
III. Имена как художественные образы.
IV. Имена в народном творчестве.
V. Попытка рационалистической мысли представить имена как мнимые обобщения.
VI. Имя и святой.
VII. Имя и характеристика личности.
VIII. Историко-социальная значимость имен, Екатерина и Катерины XVIII века. Революционные переименования Советской власти.
IX. Объективная значимость имен.
X. Имена как знамения.
XI. Историческая типология знаменательных имен. Иаков, Варфоломей.
XII. Имя и личность. Случай из времен Великой французской революции. Имя и «я».
XIII. Имя как тип личности.
XIV. Имя как инвариант личности.
XV. Имя как архетип духовного строения и произведение культуры.
XVI. Имена как орудие познания.
XVII. Имена как орудие познания.
XVIII. Имя и свобода личности.
XIX. Жизнь имени. Приспособляемость. Семема, морфема, фонема имени).
XX. Формы бытия имени: церковная, приниженная, уменьшительная. Иоанн — Иван — JWAN.
XXI. Взаимоотношение имени личного с отчеством, фамилией, дополнительными именами, прозвищем, новым именем в переименовании.
XXII. Методология исследования — интуитивное проникновение в идеальную сущность имен.

Словарь имен
I. Александр (6 февраля 1915; 29 декабря1922).
II. Александра (30 декабря 1922).
III. Алексей (13 января 1923).
IV. Анна (20 января 1923).
V. Василий (26 января 1923).
VI. София (26 января 1923).
VII. Владимир (3 февраля 1923).
VIII. Ольга (22 сентября 1923).
IX. Константин (1 октября 1923).
X. Елена
XI. Николай (4 ноября1923).
XII. Екатерина (11 ноября1923).
XIII. Дмитрий ( 17 ноября 1923).
XIV. Варвара (27 ноября1923).
XV. Павел (2 августа 1924).
XVI. Людмила (19 января, 7 февраля 1925).
XVII. Вера
XVIII. Михаил (13 марта 1925).
Приложение 1. Из письма священника Павла Флоренского Вл.А.Кожевникову от 29 июня – 12 июля 1912 г.
Приложение 2. Заметки и подготовительные материалы к разделу «Ономатология» (8 октября 1914 – 8 января 1924).
Приложение 3. Из записей бесед Н.Я.Симонович-Ефимовой со священником Павлом Флоренским (сер. 1920-х гг.).
Приложение 4. Из письма П.А.Флоренского к семье из Соловецкого лагеря от 8-10 апреля1936 г.

Часть 7. Об ориентировке в философии (философия и жизнечувствие).
Культурно-историческое место и предпосылки христианского миропонимания.
Примерное содержание чтений 1921–1922 уч. года в Московской Духовной Академии э.о. проф. священника П.А.Флоренского «Культурно-историческое место и предпосылки христианского миропонимания» (24 августа 1921).
Предварительные планы и заметки к лекциям.
Знамения эпохи (7 сентября 1921).
Об онтологичности. К лекциям (5 сентября 1921).
Христианское миропонимание (3 сентября 1921).
1-я лекция. О христианском миропонимании (24 августа 1921).
2-я лекция. Современное и церковное миропонимание. Эсхатологические признаки (1 сентября 1921).
3-я лекция. Перелом в современном мировоззрении. Сложность бытия. Понятие формы. О знамениях эпохи (7 сентября 1921).
4-я лекция. Способы построения кантианского мировоззрения. Расщепление бытия в пространстве и времени. Теория чистых линий. Теория мутаций. Антиномичность жизненного мышления (8 сентября 1921).
5-я лекция. Тождество крайнего спиритуализма и материализма (14 сентября 1921).
6-я лекция. Связанность бытия. Влияние душевных переживаний на физиологию и обратно – внешних состояний тела на душу (15 сентября 1921).
7-я лекция. Характеристика современности. Теория функций. Неврастения. Истерия. Учение о духовной конституции. Тайные науки (22 сентября 1921).
8-я лекция. Оккультизм. Стигматизация. Душевные тела. Экстериоризация чувствительности (28 сентября 1921).
9-я лекция. Инспирация. Телепатия. Премирность человека (29 сентября 1921).
10-я лекция. Позитивизм. Идеологизм возрожденной культуры. Экономический материализм. Сакральная теория (19 октября 1921).
11-я лекция. Три силы, образующие культуру: орудие, понятия, святыни (20 октября 1921).
12-я лекция. Единство культуры. Проблема личности. Евхаристия. Общее и единичное. История – есть типология (2 ноября 1921).
13-я лекция. Два пути мысли: возрожденский и средневековый (10 ноября 1921).
Приложение к 13-й лекции (9 ноября 1921).
14-я лекция. Преподобный Сергий – русский Данте и начало русского средневековья (10 ноября 1921).
15-я лекция. Архимандрит Феодор Бухарев – конец русского возрождения и начало нового средневековья (16 ноября 1921).
16-я лекция. Об ориентировании на Христе. Возрожденская эпоха – возрождение фарисейства. Натурализм и гуманизм – автономия от Бога, природы и человека (17 ноября 1921).
Приложение 1. К лекции от 4/17 ноября 1921 г. Ответы на частные вопросы (17 ноября 1921).
Приложение 2. Из записной книжки священника Василия Надеждина от 4/17 ноября 1921 г.
17-я лекция. Философия Канта – закрепление возроженского мышления и протестантизма. Иисус Христос пришедший во плоти – средоточие всемирной истории. Центр бытия. Идея спасения – главная в христианстве (23 ноября 1921).
18-я лекция. Отношение между философией и наукой (24 ноября 1921).
19-я лекция. Вопрос о символе. Об иконе и иконопочитании. Обратная перспектива (30 ноября 1921).
20-я лекция. Обратная перспектива и иллюзионизм (1 декабря 1921).
Общее заключение после всего курса, которого закончить не пришлось (1 декабря 1921).
Приложение к 20-й лекции и Общему заключению (1 декабря 1921).
Приложение 1 к курсу лекций. Запись беседы священника Василия Надеждина, А.Н.Соколова и неизвестного автора записи со священником Павлом Флоренским в ноябре 1921 г.

Часть 8. Земля и небо (философия, астрология, естествознание).
Небо и земля (отрывочные замечания об астрология) (15 января 1922).
Приложение. Гармония сфер (29 октября 1908).

Часть 9. Символотворчество и закон постоянства.
Символотворчество и закон постоянства.