Том 5. Лекции по истории философии

Книга 1. Из истории античной философии.
Ермишин О.Т. Историко-философская концепция священника Павла Флоренского.

Часть 1. Введение в историю античной философии (октябрь–декабрь 1908).
Лекция 1. 1. Временно-пространственные границы античной (греческой) философии. 2. География античной философии (миграция античной философии мысли).
Лекции 2–3. 1. Постановка вопроса о смысле вышеуказанной миграции очага философской деятельности. 2. Семасиология слова φιλοσοφια. Объяснение со слушателями о необходимости приучаться к работе по сырым материалам. 3. Характеристика каждого из периодов развития античной философии.
Лекция 4. Постановка вопроса о причинах миграции философии и об изменении её содержания.
Лекции 5–6. 1. Мысль и язык. 2. Три напластования языка («эволюция» связки).
Лекция 7. 1. Идейный смысл эволюции связки 2. Нравственный смысл эволюции связки.
Лекция 8. 1. О необходимости имманентного изучения философских систем (intermezzo). 2. Этимон слова «имя» в индоевропейской группе языков. 3. Этимон слов «зехер» и «шем» в семитских языках. 4. Сравнение этимона для «имя» и «шем» в индоевропейской и семитской «группах» языков.
Лекции 9–10. 1. О трех напластаваниях имени. 2. Разбор трех моментов в слове «кипяток». 3. Художественность слова. 4. Анализирующая функция слова. 5. Образование имени чрез суждение.
Лекция 11. 1. Художественность слова. 2. Анализирующая функция слова. 3. Образование имени чрез суждение.
Лекции 12–14. Пределы гносеологии (основная антиномия теории знания) 1. Знание как система актов различения. 2. Знание как суждение о действительности 3. Религиозно-метафизический момент познания.
Лекция 15. 1. Философема и мифологема. 2. Три периода философского самосознания в их отношении к трем стадиям мышления и основным категориям. Миграция философии (территориальная).

Часть 2. Первые шаги философии (январь–март 1909).
Лекция и Lectio (вместо предисловия).
Лекция 1. Пращуры любомудрия.
Напластования эгейской культуры.
Лекции 2–3. Некоторые элементы греческой религии в микенский период.
Лекции 4–5. Религиозная почва ионийской натурфилософии в связи с вопросом о реальности богоявлений.
Лекция 6. Ουσια Посидона. Тождество неба и моря в миропонимании мифологическом.
Лекция 7. Религиозное происхождение культуры. Объяснение символики громового топора. Эпитеты Посидона.
Лекция 8. Исторические данные, подтверждающие связь философии Фалеса с культом Посидона. Как был поставлен основной вопрос философии Фалеса (τι εστιι το θαιον). Психологический анализ возникновения философского мышления. Двойственная природа философского мышления (консерватизм и прогрессиям).
Лекция 9. Определение το θειον в философии Фалеса, как безначального сущего. Αρχη. Неабсолютность это αρχη. Мифологический процесс и сущность язычества. Определение αρχη как το στοιχειον. Этимон слова στοιχειον. Что такое στοιχειον. Личность Фалеса как родоначальника европейской науки
Лекция 10. Важность постановки научного вопроса. Великий и ничтожный. Конкретное определение сущего у Фалеса как воды. Подтверждения, приводимые Фалесом в пользу своей теории из области естествознания. Аналогии с современными взглядами.
Лекция 11. Материя и дух в миропонимании новом и древнем. Гилозоизм Фалеса. Аналогии с современностью. Гилопсихизм Фалеса. Вода как стихия и параллели из народных верований.

Часть 3. Софисты. Сократ (ноябрь–декабрь 1909).
Лекции 1–2. Софисты. Появление софистов как учителей. Отношение общества к софистам. Чему учили софисты?
Лекции 3–4. Скептицизм софистов Протатор.
Лекции 5, 6, 7, 8. Продик. Иппий. Антифон. Разложение софистики I го периода. Свидетельство Аристофана.
Лекции 9, 10, 11. Мнение Ксенофонта о софистах. Георгий. Школа Георгия. Свидетельство Платона («Евтидем»). Свидетельство Аристотеля.
Лекция 12–13. Личность и лицо Сократа. Вопрос о чувственности Сократа.
Приложения
1. Вступление в курс 1909–1910 года. Наша конституция со слушателями (сентябрь 1908 г.).
2. О просветительной эпохе (октябрь 1909 г.).
3. Вступление в курс 1913–1914 гг. (сентябрь 1913?).
4. Московская Духовная Академия (октябрь 1913?).

 

Книга 2. Кант. Из истории новой философии

Часть 1. Лекции о Канте (1910–1914)
А.Резниченко. Предисловие. Священник Павел Флоренский против Канта.
1. Вступление: значение Канта (1910).
2. Значение изучения личности Канта. Начало биографии его (1910)
О значении изучения биографии и личности Канта (1910)
Биография И. Канта (1910)
Группировка сочинений Канта. Сочинения доктритического периода. Сочинения критического периода Переводы кантовских сочинений на русский язык. Сочинения Канта, изданные после смерти или при жизни, но чужими лицами (б/д, 1910?)
Черты личности Канта (1912)
Столкновение Канта с правительством (1914). Платон и Кант (1914) ‹Маргиналии›
3. Натурфилософская система Канта. Состояние силы и материи (1910). ‹Маргиналии›
4. Кантовская система критической философии.
Кантовская система критической философии. Кантовская теория познания (б/д, 1910?)
Критицизм Канта (б/д, 1912?)
Место кантовского критицизма в истории гносеологии (1914, две версии) ‹Маргиналии›
Приложения:
1. И.Кант. Физическая монадология. Вступ. Статья, перевод, примеч. П.А.Флоренского (1905)
2. П.А.Флоренский. Космологические антиномии И.Канта (1908).

Часть 2. Из лекций по истории философии 1915–1919 учебных годов
1915–1916 учебный год

1. О типах философского мышления. Ориентирование.
2. О каббалистическом мировоззрении.
1916-1917 учебный год
3. «Из истории философии нового времени».
Рене Декарт.
Николай Мальбранш.
1918-1919 учебный год
4. Наброски к лекциям по истории философии студентам 1-го курса 1918–1919 учебного года. «Два типа мировоззрения».
5. Тайные науки в Средневековье (примерный конспект).

Приложения.
1. Студенческие записки содержания лекций священника Павла Флоренского по истории философии на 1 м курсе МДА 1916–1917, 1917–1918, 1918–1919 учебных годов.
2. С.А.Волков. Студенческая запись содержания лекций священника Павла Флоренского на 1 м курсе МДА в 1918–1919 учебном году.
3. Студенческая запись лекции священника Павла Флоренского на 1 м курсе МДА 29 октября (сентября) ст. ст. 1918 г. Диалектический метод.