Том 6. Работы богословские, философские, педагогические и критические

Книга 1.
Исследования и статьи (1901–1908)*

Предисловие игумен Андроник и С.М. Половинкин.

Основные направления творчества священника Павла Флоренского.
1. Учение Милля об индуктивном происхождении геометрических понятий (февраль 1901)*.
2. Материалы для биографии Н.И.Гулака (август 1902)*.
3. Набросок нечитанной речи для открытия математического общества (ноябрь 1902.)*.
4. О суеверии и чуде (январь1903).
5. Заметки для реконструкции 2-й части (ненаписанной) «Братьев Карамазовых» Достоевского (июнь1903).
6. Об одной предпосылке мировоззрения (декабрь 1903)*.
7. Рец.: Две поэмы (Спиритизм как антихристианство) (январь1904).
8. О символах бесконечности (очерк идей Г.Кантора) (январь 1904)*.
9. Фаллический памятник Котахевского монастыря (25 июня 1904).
10. Эмпирея и Эмпирия (июнь1904).
11. Рец.: «Золото в лазури» (критическая статья) (лето 1904).
12. Сочинение Оригена «ερι αρχον» как опыт метафизики (сентябрь–октябрь1904).
13. О терафимах (декабрь 1904).
14. Гамлет (декабрь1904).
15. Скорпиак, или противоядие от угрызения скорпионов (кон. 1904 – нач. 1905).
16. План статьи «О воскресении тела» (февраль1905).
17. Рец.: Антоний романа и Антоний предания (февраль 1905).
18. Письмо студентов МДА в редакцию газеты «Слово» (нач. марта 1905).
19. О цели и смысле прогресса (март? 1905).
20. О типах возрастания (июнь – 5 июля 1905)*.
21. Предисловие к статье А.В.Ельчанинова «Мистицизм М.М.Сперанского» (октябрь1905).
22. Догматизм и догматика (26 сентября 1905 – 20 января1906).
23. Открытое обращение студентов МДА к архипастырям Русской Церкви (12 марта 1906).
24. К почести вышнего звания (черты характера архимандрита Серапиона Машкина) (10 апреля 1906).
25. Понятие Церкви в Священном Писании (сентябрь–ноябрь1906).
26. Вопросы религиозного самопознания (кон. 1906 – нач. 1907).
27. Религиозные настроения 1-го Послания к коринфянам Климента Римского (5 апреля 1907).
28. Священное переименование (изменение имен как внешний знак перемены в религиозном сознании (апрель 1906 – 18 апреля 1907).
29. Антици‹пация› восприятия (1907–1908?).
30. Соль земли, то есть Сказание о жизни старца Гефсиманского скита иеромонаха аввы Исидора, собранное и по порядку изложенное недостойным сыном его духовным Павлом Флоренским (февраль 1908 – 1909).
31. Святой Иаков, брат Божий (характеристика Послания и личности) (5 мая 1908).
32. Несколько замечаний к «Собранию частушек Костромской губернии Нерехтского уезда» (27 июля 1908).
33. Учебный перевод. Шеллинг. 8-е чтение.
34. Учебный перевод. Апулей. Метаморфозы. Отрывок из 11-й книги.

Проповеди и молитвы (1905–1922)
Игумен Андроник. Гомилитическое наследие священника Павла Флоренского.
1. ‹О церковной поэзии› (1907).
2. Радость на веки (7 января 1905).
3. Психологическое изъяснение 125-го псалма (февраль 1905).
4. Начальник жизни (18 апреля 1905).
5. Земной путь Богоматери. Слово на день Успения Девы Марии Богородицы (12–15 августа 1905).
6. Вопль крови. Слово в неделю Крестопоклонную (12 марта 1906).
7. Слово на освящение храма (1906?).
8. Речь пред началом молебна при поднесении иконы Спасителя Толпытинским приходом ‹благотворительнице Пелагии Николаевне› (1906?).
9. Речь за трапезой после открытия Толпыгинской школы (1906?).
10. Слово на погребение Георгия Харалампиевича Поп-Харалампиева (6 ноября 1908).
11. Слово перед панихидой об усопших воинах (25 ноября 1916).
12. Крест Господень (Слово на Воздвижение Честного и Животворящего Креста) (17 сентября 1918).
13. Молитва Симеона Нового Богослова к Духу Святому (XI). Перевел с лат. П<авел> Флоренский (7 февраля 1907).
14. Молитва свящ. Павла Флоренского на семилетие сына Василия (1–2 июня 1918).
15. Молитва свящ. Павла Флоренского на семилетие сына Кирилла (27 декабря 1922).

 

Книга 2.
Исследования и статьи (1909–1933)*

1. Православие (совместно с А.В.Ельчаниновым) (1908, сентябрь – 1909?).
2. Рец.: Новая книга по русской грамматике (А.Ветухов. Начатки русской грамматики) (10 мая 1909).
3. Доклад о Софии, Премудрости Божией, читанный в Кружке ищущих христианского просвещения в доме Корнилова (6 марта 1911).
4. Приветственная речь на юбилейном чествовании А.И.Введенского (18 сентября 1911).
5. Чувство стыда и самодовольства и их значение в жизни человека (сочинение, написанное за М.Гиацинтова, воспитанника 4 нормального класса Духовного училища) (1911).
6. Как решается вопрос о врожденных идеях в учении Декарта, Локка и Лейбница? (сочинение, написанное за С.Мирославлева, воспитанника 4 нормального класса Духовного училища) (1911).
7. От издателя. Послесловие к публикации службы Софии Премудрости Божией (январь 1912).
8. Реализм в народном мировоззрении (19 сентября 1912).
9. Объявление о подписке на «Богословский вестник» (октябрь 1912).
10. Пределы гносеологии (январь 1913).
11. Во «Христе сапер». К столкновению А.И.Герцена и Преосвященного Игнатия Брянчанинова. (Предисловие к публикации А.И.Герцена «Во Христе сапер Игнатий» и статьи епископа Игнатия «Замечания на отзыв журнала “Колокол” Кавказскому епископу Игнатию») (февраль1913).
12. Церковь и богословие (Предисловие к публикации отрывка из письма Н.И.Гилярова–Платонова к ректору Астраханской семинарии архимандриту Вениамину) (февраль 1913).
13. Рец.: Указатель книг для чтения православному христианину. Вып. 1. Книги по истории и изъяснению Ветхого и Нового Завета. СПб. 1913. (изд. «Религиозно-философской библиотеки»). ПОПРАВИТЬ НУМЕРАЦИЮ.
15. Об антиномиях (6 мая 1914).
16. Разум и диалектика (Вступительное слово пред защитою на степень магистра книги: «О Духовной Истине», Москва, 1912, сказанное 19-го мая 1914 года.
17. Феномены и ноумены (20 сентября 1914).
18. Предисловие к сборнику «Израиль в прошлом, настоящем и будущем». М., 1915 (декабрь 1914 – январь 1915).
19. «И другая Мария» (ответ на вопрос, поставленный епископом Антонием). (14 марта 1915).
20. Рец.: По поводу книги: Н.М.Соловьев. «Научный» атеизм. Сб. статей о профессорах Геккеле, Мечникове и Тимирязеве. Книгоиздательство «Творческая мысль». М., 1915, 93 стр. Ц. 60 к. (июнь1915).
21. Предисловие к изданию серии святых отцов (1915, сентябрь).
21. «Не восхищение непщева» (Флп. 2, 6–8) (К суждению о мистике) (июль 1915).
22. Предисловие «А.Н.Шмидт (1851–1905)» к книге «Из рукописей А.Н.Шмидт. М., 1916 (совместно с С.Н.Булгаковым) (сентябрь 1915).
23. По поводу «Сочинений» А.Н.Шмидт (сентябрь 1915).
24. Три вида мистики (1915).
25. От юбилейной комиссии имп. Московской Духовной Академии (совместно с Ф.К.Андреевым) (декабрь 1915).
26. Около Хомякова (Рец.: В.Завитневич. А.С. Хомяков. Тт. 1–2. Киев. 1902–1913). (24–25 января 1916).
27. К биографии протоиерея Н.И.Надеждина (предисловие к публикации) (февраль 1916).
28. Отзыв о сочинении А.Туберовского «Воскресение Христово. Опыт православной мистической идеологии догмата» (1 мая), представленного на соискание степени магистра богословия (1 мая 1916).
29. Предисловие к изданию: А.М.Бухарев. Исследования Апокалипсиса. 1916 (июнь? 1916).
30. Памяти Ф.Д.Самарина († 23 октября 1916) (28 ноября 1916).
31. Учение ветхозаветной апокалиптики об ангелах князьях царств (семестровое сочинение, написанное за священника Александра Гиацинтова) (1917).
32. Архимандрит Серапион (Машкин). Жизнь мыслителя (1914–1917).
33. О религиозных задачах, стоящих перед Россией (доклад в Кружке ищущих христианского просвещения (12 марта1917).
34. Памяти В.Ф.Эрна (25 мая 1917).
35. Проект религиозно-философской Академии в Москве (совместно с С.Н.Булгаковым) (12 июня 1917).
36. Отзыв на книгу П.В.Нечаева «Теизм как проблема разума. Г.Ульрицы. К вопросу о методологии научно-философского обоснования теизма» (Сергиев Посад, 1916), представленную на степень магистра богословия (3–4 сентября 1917).
37. Отзыв о книге: протоиерей Н.Боголюбов. Философия религии. Ч. 1. Историческая. Т. 1-й. Киев, 1915. (29 сентября 1917).
38. Тезисы ‹о классическом образовании› (9/22 января 1918.).
39. О стиле, языке и словах (30/17 апреля 1918).
40. Архимандрит Феодор (А.С.Бухарев). Биографическая характеристика.
1. Введение (11 августа 1919).
2. Главы I-II (10 октября 1919).
3. Материалы к книге.
Положение о Сергиево-Посадской школе образования сестер милосердия Красного Креста (11 октября 1919)
41. Докладная записка в Наркомпрос ‹о необходимости организации методологического общества›. (19 февраля 1920).
Приложение. Устав методологического общества (3 марта 1920).
42. Об онтологическом доказательстве (16 июня 1920).
43. Предисловие «От редакции» к книге В.В.Розанова «Во дворе язычников» (1 марта 1922).
44. Предисловие «От редакции» к серии Сочинений В.В.Розанова (12 марта 1922).
Приложение. Письмо П.А.Флоренского М.Л.Цитрону с отказом печатать сочинения В.В.Розанова заграницей (18 марта 1929).
45. Принцип прерывности (доклад во Всероссийской ассоциации инженеров, 10 июля 1922)*.
46. Мнимости в геометрии. (Расширение области двухмерных образов геометрии. Опыт нового истолкования мнимостей) (1902; 1922)*.
47. Число как форма (1923)*.
1. Пифагоровы числа (10–11 ноября 1922)
2. Приведение чисел (1906, 1916)
3. Повышение чисел (1919–1922).
48. Symbolarium (Словарь символов) (1923).
1. Предисловие.
2. Точка (7–11 ноября 1922).
3. Сфера.
4. Кольцо.
5. Венок.
49. Записка о христианстве и культуре (4 июня 1923).
50. Записка о православии (1923).
51. Записка о старообрядчестве (1923).
52. Рассуждение на случай кончины отца Алексея Мечева (26 августа 1923).
53. Отец Алексей Мечев (27–28 июня 1924).
54. Отзыв о: ‹Вл.Дм.› Бонч-Бруевич (11 ноября 1925).
55. Флоренский П.А. (статья для энциклопедического словаря «Гранат») (ок. 1925).

Приложения:
1. ‹Автобиография›. Для представления в Педагогический институт в Сергиевом Посаде (13 октября 1919).
2. ‹Автобиография›. Павел Александрович Флоренский (весна 1920).
3. ‹Автобиография›. Для избрания в МИХИМ. Curriculum vitae. (20 июля н. ст.1920).
4. ‹Автобиография›. Павел Александрович Флоренский (11 августа 1920).
5. ‹Автобиография›. При поступлении на службу в Карболитную комиссию ВСНХ С.И.Кричевскому Curriculum vitae. (24 января н. ст.1921).
6. Краткое жизнеописание П.А. Флоренского (24 января н. ст.1921).
7. ‹Автобиография›. Для представления в Высшие художественные Государственные Мастерские. Curriculum vitae.
8. ‹Автобиография›. П.А.Флоренский. (9 ноября 1922).
9. Автобиография. (17–19 февраля 1926).
10. ‹Автобиография›. Флоренский П.А. (1927, статья в энциклопедическом словаре «Гранат»).
56. Из истории неевклидовой геометрии (1929).
57. Физика на службе математики (1932)*.
58. Предполагаемое государственное устройство в будущем (16 марта 1933).
Учебно-педагогические материалы
Отзывы о кандидатских сочинениях студентов Московской Духовной Академии:
1. С.Наумова «Культ Диониса в Греции» (1909).
2. Е.Синадского «Мистико-монистическая система философии Карла дю Преля и мистика христианских подвижников» (1910).
3. С.Рубинского «Логика чистого познания и религиозная истина» (1910).
4. М.Семенова «Типы современных оккультических движений в России» (1911).
5. В.Гиацинтова «Субъект трансцедентальный и субъект эмпирический» (1911).
6. В.Ильинского «Природа человека по русским народным воззрениям» (1911).
7. И.Успенского «Философские воззрения Иннокентия, архиепископа Херсонского» (1912).
8. С.Голованенко «Проблема опыта. (Опыт научный и опыт общечеловеческий)» (1912).
9. А.Титова «Метафизика смерти в произведениях И.С.Тургенева и Ф.М.Достоевского» (1912).
10. М.Курганского «Природа в религиозном воззрении русского народа» (1912).
11. А.Даниловского «История преподавания философских наук в духовно-учебных заведениях России» (1912).
12. В.Соболева «Религиозно-философское жизнепонимание Гёте» (1912).
13. Г.Епифановича «Математические науки в русских духовных семинариях ХХ в. и желательная постановка их в настоящее время» (1912).
14. А.Шума «Генезис идеи Бога у Льва Толстого» (1913).
15. А.Архангельского «Типы диссолюционных воззрений в церковной письменности и в светской науке» (1913).
16. Ф.Андреева «Ю.Ф.Самарин, как богослов и философ» (1913).
17. П.Иванова «Психология религиозных обращений» (1913).
18. А.Левковского «Личная ответственность и социальная закономерность» (1914).
19. К.Лилеева «Историко-философская теория проф. Кареева. Роль личности в истории» (1914).
20. А.Паргачевского «Вопросы социального характера в Посланиях святого апостола Павла» (1914).
21. И.Подлуцкого «Идея нравственного совершенства и счастья в классической философии и христианском учении» (1914).
22. Иеромонаха Варнавы (Беляева) «Св. Варсонофий Великий» (1915).
23. А.Десятова «Пасторологический анализ русской изящной литературы последнего времени» (1915).
24. В.Херсонского «Этико-социальная теория А.С. Хомякова» (1915).
За 1916 год возможно сохранились отзывы в архиве на следующие сочинения:
– священника А. Белорукова «Жизнь и творчество А.М. Бухарева» (1916).
– священника Д. Дубровина «Идеологический анализ книги «Загор»» (1916).
– иеромонаха Павла Волкова «Жития святых, как основа для построения гносеологии» (1916).
– священника Петра Руднева «Гносеологическая проблема в богослужебных книгах Свято Православной Церкви» (1916).
– К.Ружицкого «Учение св. отцов и церковных писателей о материи» (1916).
За 1917–1926 годы вместо отзывов писались краткие резолюции на самих сочинениях, которые необходимо выявить.
25. Отзыв на диссертацию студента Высших Богословских Курсов (Ленинград) протоиерея Павла Аникеева «Мистика преподобного Симеона Нового Богослова» (12 декабря 1926).

Темы для кандидатских и курсовых сочинений студентов МДА.
1. Темы для кандидатских сочинений за учебные годы: 1908–1909, 1909–1910, 1910–1911, 1911–1912, 1912–1913, 1913–1914, 1914–1915, 1915–1916, 1916–1917, 1917–1918, 1918–1919, 1920, 1926,
2. Темы для семестровых сочинений за учебные годы: 1908–1909, 1909–1910, 1910–1911, 1912–1913, 1913–1914, 1914–1915, 1915–1916, 1917–1918, 1918–1919, 1922.

Докладные записки методического характера.
1. Донесение комиссии, рассматривавшей сочинения по философии на вступительных экзаменах в МДА. 31 августа 1909 г.
2. Соображения о практических занятиях по истории философии на 1910–1911 учебный год для студентов II курса МДА, 30 августа 1910 г.
3. Донесение комиссии, рассматривавшей сочинения по философии на вступительных экзаменах в МДА 31августа 1910 г.
4. Рекомендация Ф.К.Андреева на кафедру систематической философии и логики (совместно с С.С.Глаголевым) (1913).
5. Заключение о новой программе по истории философии для Духовных семинарий (1914).
6. Записки к студентам МДА ‹об академическом строе. 23 апреля 1917›.
7. Докладная записка в Совет МДА о кафедре агиологии (12 июня 1917).
8. Письмо Патриарху Тихону 8 сентября 1924 г.