Том 7. Статьи и исследованияпо истории и философии искусства и археологии

Книга 1. Троице-Сергиева Лавра и Россия.

Предисловие: Игумен Андроник. Отец Павел Флоренский в Троице-Сергиевой Лавре на рубеже эпох.

1. Лекции. МДА (октябрь 1913).
2. Письмо А.С.Мамонтовой об охране музея-усадьбы «Абрамцево» (30 июля 1917).
3. Храмовое действо как синтез искусств (6-7 ноября 1918).
4. Доклад сотрудников Комиссии об осмотре Введенской и Пятницкой церквей, подземелья Троицкого собора и помещения под балконом Трапезы (8 ноября 1918).
5. Троице-Сергиева Лавра и Россия (12–15 ноября 1918).
6. Проект Музея Троице-Сергиевой Лавры, составленный членами Комиссии по охране Троице-Сергиевой Лавры, профессорами П.А.Флоренским и П.Н.Каптеревым по поручению Комиссии (9 декабря 1918).
7. Приложения (5–23 октября 1918).
8. О древнерусских названиях драгоценных камней (31 декабря 1918).
9. Моленные иконы преподобного Сергия (9–14 января 1919).
10. О найденном иконостасе Ивановского монастыря (январь 1919).
11. Историческая справка о сени над бассейном. Доклад сотрудника Комиссии по охране Лавры П.А.Флоренского (22 февраля 1919).
12. Об издании Лаврского Синодика. Доклад в комиссию по охране Лавры (апрель 1919).
13. Письмо Н.П.Киселеву об охране Оптиной пустыни (9 мая 1919).
14. Об издании каталогов Лаврского музея. Доклад в Комиссию по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры (23 ноября 1919).
15. Об осмотре церкви Дома ребенка. В Комиссию по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры (3 марта 1920).
16. Письмо в музейный отдел Главнауки об обеспечении сухости Троицкого собора (25 апреля 1926).
17. Полутысячелетний вяз (20 сентября 1927).

Статьи по истории и философии искусства
18. Небесные знамения. (Размышление о символике цветов) (20, 24 октября 1919).
19. О реализме (10 апреля1923).
20. Предисловие к книге Н.Я.Симонович-Ефимовой «Записки петрушечника» (ГИЗ, 1925).
21. В достохвальный «Маковец» (письмо Н.Н.Барютину) (10–29 апреля 1925).

Научные описания
22. Символы горнего. Анализ икон Троице-Сергиевой Лавры как опыт иконологии (совместно с Ю.А.Олсуфьевым) (1918–1921).
Приложение: ‹Заметки и материалы по иконописи› (1919–1920).
23. Описание богослужебных сосудов (потиры, дискосы, блюдца, звездицы, копия) (1919).
24. Описание кубков, бокалов, кружек, печатей (1919).
25. Описание водосвятной чаши и сосуда для освящения колива (1919).
26. Описание свадебного ларца (1919).
27. Описание крестов, панагии, ковчежца (1919).
28. Описание митр (1919)
29. Описание посоха митрополита Филарета (1919).
30. Описание надгробных плит (1919).
31. Определение звука Лаврских колоколов (1919).
32. Описание купчей (1919).
33. Описание панагий Троице-Сергиевой Лавры XIII–XIX вв. (1923).
34. Амвросий, Троицкий резчик XV века ( совместно с Ю.А.Осуфьевым) (1927).

 

Книга 2. Исследования по теории искусства.

Предисловие.

1. Иконостас (1919–1922).
2. Анализ пространственности ‹и времени› в художественно-изобразительных произведениях (1924).

Глава 1. Гносеологическое толкование пространственности.
I–II. О понятиях пространство, среда и вещь как вспомогательных приемах мысли.
III–VII. О понятии прямой, на примере которого иллюстрируются «приемы мысленного моделирования», описанные в параграфах I-II.
VIII. О распределении качеств между пространством, средами и вещами в процессе моделирования действительности (продолжение в параграфах I-II).
IX–X. Характеристка евклидовского пространства.
XIV–XX. (О кривизне пространства. О понятии сила и о средах как полях сил).
XXI. О пространственности как внеположенности вещей и образов друг другу. Теоретико-множественная точка зрения.

Глава 2. Культурологическое толкование пространственности.
XXII. Пространства культуры и ее составляющих: науки и философии, техники и искусства.
XXIII–XXIV. Пространственность художественной деятельности вообще и пространственность музыки, поэзии, театра, в частности.
XXV–XXXII. Пространственность живописи и графики.
XXXIV–XXXVI. Принцип двойственности в геометрии и двойственность элементов художественно-изобразительных произведений.
XXXVIII–XXXIX. Об организации пространства в произведениях живописи и графики.

Глава 3. Композиция и конструкция художественно-изобразительных произведений.
XL–XLIII. Символические отношения между композицией и конструкцией произведения.
XLIV. Натурализм, конструктивизм и супрематизм, как вырождения нормальной структуры художественного произведения.
XLV. Органичность нормальной структуры произведения.
XLVI. Композиция и конструкция орнамента. Орнамент в цельных культурах: «священное ограждение вещей».
XLVII. «Конструкция есть точка приложения композиционного замысла». Поворот, ракурс и жест.
XLVIII–LVII. Поворот и жест в искусстве портрета. Диалогизм художественно-изобразительных произведений.

Глава 4. Время и пространство.
LVIII–LXIII. Время как четвертое измерение. Основы времяпонимания (гносеологические аспекты).
LXIV–LXVIII. Расцвет процесса (акмэ) как образ процесса в целом: род и индивид во времени (онтологические аспекты времяпонимания).
LXIX–LXX. Условие синтеза времени — деятельность сознания.
LXXI–LXXII. Об организации времени в изобразительных произведениях. Прерывность и непрерывность. Конструкция и композиция во времени. Ритм
LXXIII. Организация времени в искусстве книги
LXXIV–LXXV. Время в миниатюре, стенописи и иконописи
LXXVI. Время в моментальном образе: фотография
LXXXVII–LXXVIII. Передача движения. Вертикаль и горизонталь
LXXIX–LXXXIII. Портрет и икона
LXXXIV–LXXXVIII. Время в художественной деятельности. «В произведении записан внутренний путь художника»

3. Закон иллюзий (1925).
I
II
III
IV
V
4. Значение пространственности (1925).
5. Абсолютность пространственности (1925).
I. Пространство Евклида
II.
III.
IV. Пространство физическое
V. Пространство психофизиологическое
Приложения
1. Анализ перспективы (черновые записи П.А.Флоренского к лекциям 1921–1923 гг. и материалы к ним в том числе «Неэвклидова геометрия и реальность», 19 мая 1922).
2. Программа лекций и исследований по перспективе и пространственности (1921–1922).
3. Анализ перспективы (лекции П.А.Флоренского 1923–1924 уч. г. в записи Веревиной-Строгановой).
1-я лекция
2-я лекция
3-я лекция
4-я лекция
5-я лекция
6-я лекция
8-я лекция
9-я лекция
10-я лекция
11-я лекция
4. Заметки по живописи (1918–1922).
5. Заметки по технике искусств (1919–1922).
6. Атомы времени (1919).
7. Отдельные материалы и выписки по истории живописи, перспективе и пространственности (1918–1919).