Д.С.Лихачёв, академик, председатель Советского Фонда культуры

Слово о П.А.Флоренском

Павел Александрович Флоренский (1882–1937) — выдающийся русский мыслитель и ученый. Его многочисленные работы проторили пути в самых различных областях человеческого знания: философия и богословие, языкознание и математика, естествознание и техника, музейное дело и литературное творчество, учебно-педагогическая и редакционно-издательская деятельность органично входили в круг интересов и исследований П.А.Флоренского. Для него самого, впрочем, не существовало дробление единого знания на привычные нам разделы. Уникальность работ П.А.Флоренского состоит как раз в том, что он стремился синтезировать знания самых различных областей в единое. Свою жизненную задачу П.А.Флоренский понимал «как проложение путей к будущему цельному мировоззрению».

В чем же принципиальная целостность мировоззрения, по П.А.Флоренскому, что из оставленного им наследия надлежит усвоить нашей эпохе? П.А.Флоренский, сложившийся как мыслитель в среде слияния культур русской и кавказской, европейской и народной, светской и церковной, — один из первых возвестил русской интеллигенции о гибельности бездуховного пути. И то, что наше время настойчиво обратилось к истокам и родникам русской культуры и духовности, к поискам вечных истин, свидетельствует, что П.А.Флоренский был прав в своих прозрениях. Его сравнивают с Леонардо да Винчи, Б.Паскалем. Это говорит о том, что Флоренский — явление не только русской, но и мировой культуры.

Однако у П.А.Флоренского есть черта, которая делает его преимущественно русским мыслителем. Как у всякого русского мыслителя, слово П.А.Флоренского всегда искало опоры в утверждении себя через явление жизни, в воплощении, в деле. Это несомненно обострило и сделало неизбежным трагический конец жизни П.А.Флоренского.

В 1937 г. П.А.Флоренский писал, что его поймут лет через 50. Поразительно, но факт, что именно на 51 м году от предполагаемой даты кончины П.А.Флоренского мы собрались, чтобы вернуть его имя нашей Родине. В научных кругах имя П.А.Флоренского широко известно, вот уже 20 лет как все более умножается поток публикаций его работ. Однако ныне имя П.А.Флоренского возвращается не науке, а общественности, нашим молодым современникам, для которых это имя должно стать символом духовной стойкости и безропотного мужества. Имя П.А.Флоренского должно указывать путь к возрождению духовности, к той культуре, которая опирается не на самое себя, а на высшие начала нашей жизни.

И, чтобы наши слова не расходились с делом, Советский фонд культуры создает представительную рабочую комиссию по творческому наследию П.А.Флоренского.
Настало время принять меры, чтобы сохранить для потомства московскую квартиру П.А.Флоренского, устроить в ней музей, на базе которого могла бы быть налажена научно-исследовательская и культурно-просветительская работа по подготовке к изданию сочинений П.А.Флоренского.

Флоренский — первое имя, которое Советский фонд культуры считает своим долгом возродить для мировой общественности. Как в своих сочинениях он был первопроходцем, так пусть будет первопроходцем и в программе Фонда «Возвращение забытых имен».


* Печатается по изд.: Возвращение забытых имен. Павел Флоренский. Каталог выставки. М., 1989. С. 5–6.