1911

1911, январь – апрель (?)
П.А.Флоренский прочитал студентам 2 го курса МДА курсы лекций по разделам «Структура античной философии», «Софисты и Сократ», «Платон и Аристотель», «Последний период античной философии».

1911, 6 марта
П.А.Флоренский сделал в «Обществе памяти Вл.С.Соловьева» доклад «О Софии, Премудрости Божией».

1911, конец марта
П.А.Флоренский подал епископу Феодору, Ректору МДА, прошение о принятии священного сана.

1911, начало апреля
П.А.Флоренский составил новую «Экзаменационную программу по истории философии для студентов II курса на 1910/11 учебный год» (изд. Сергиев Посад, 1911).

1911, 5 апреля
Митрополит Московский и Коломенский Владимир наложил резолюцию на сообщение ректора МДА епископа Феодора от 31 марта: «Профессора Флоренского разрешается рукоположить во священника с приписыванием его к Благовещенской, села Благовещенского, церкви».

1911, 19 апреля
М.А.Новоселов подарил П.А.Флоренскому иерейский крест к рукоположению в священный сан.

1911, 23 апреля
П.А.Флоренский рукоположен во диакона Ректором МДА епископом Феодором в Покровском храме МДА.

1911, 24 апреля, Неделя жен-мироносиц
Диакон Павел Флоренский рукоположен во иерея Ректором МДА епископом Феодором в Покровском храме МДА.

1911, май – осень
Попытки отца Павла быть утвержденным в штате Благовещенского храма близ Сергиева Посада.

1911 (после 21 мая)
Священник Павел Флоренский начал делать записи о своих детях, которые впоследствии оформились в особый дневниковый сборник «Мои дети» (1911–1933).

1911, 12 мая
Имя свящ. Павла Флоренского — в числе членов корпорации МДА, а также М.Новоселова, Вл.Кожевникова, участвовавших в даре иконы Покрова Божией Матери настоятелю Зосимовой пустыни: «Его Высокопреподобию достоуважаемому и дорогому о. игумену Герману от признательных детей его духовных ‹…› Московская Духовная Академия. 12 мая 1911 года».

1911, 21 мая
У П.А. и А.М.Флоренских родился сын Василий († 5 апреля 1956), первый ребенок.

1911, 7 июня
Отзывы свящ. Павла Флоренского на кандидатские сочинения:

  • М.Семенова «Типы современных оккультических движений в России» (опубл.: «Богословский вестник», 1912, №3),
  • В.Гиацинтова «Субъект транцендентальный и субъект эмпирический» (опубл.: «Богословский вестник», 1911, №12),
  • Вл.Ильинского «Природа человека по воззрениям русского народа» (опубл.: «Богословский вестник», 1912, №1).

 

1911, 11 июня
Отец Павел в Смоленской Зосимовой пустыни.

1911, 4–5 августа
Отец Павел посетил в Москве Марфо-Мариинскую обитель, где служил его ученик свящ. Евгений Синадский.

1911/1912 учебный год

1911, нач. сентября
Программа лекций свящ. Павла Флоренского по истории философии в 1911/12 учебном году: I. Мысль Востока и мысль Запада: философия и религия [впервые]. II. Структура античной философии. III. Подготовка античного идеализма. IV. Возникновение новейшего идеализма (Кант). На практических занятиях со студентами МДА свящ. Павел Флоренский изучал диалоги Платона «Лизис», «Пир», «Эвтидем», «Гиппий Большой» с применением методов символической логики («логистики»).

1911, 18 сентября
Свящ. Павел Флоренский произнес приветственную речь А.И.Введенскому на его юбилейном чествовании, проходившем в покоях кремлевского Чудова монастыря (опубл.: «Богословский вестник», 1912, №2) (по другим данным — 22 января 1912 г., вероятно в МДА).

1911, 21 сентября
«Заметка об историческом познании» («на железной дороге в Посад, между Братовщиной и Софрином») (первонач. запись 9 января 1900).

1911, 1 декабря
Свящ. Евгений Синадский написал отцу Павлу о предложении великой княгини Елизаветы Феодоровны перейти служить в Мариинское убежище сестер милосердия Красного Креста в Сергиевом Посаде: «Уведомите меня письмом, Вы желали бы поступить в церковь Общины, которую открывает Вел. Княгиня в Сергиеве?».

1911, нач. декабря (до 12)
Свящ. Павел Флоренский приезжал в Санкт-Петербург к В.В.Розанову по просьбе свояченицы «для его ободрения ввиду острого маразма».

Ок. 1911
Свящ. Павел Флоренский по просьбе Мищи Гиацинтова написал сочинения за воспитанников 4 нормального класса Духовного училища «Чувство стыда и самодовольства и их значение в жизни человека» (за М.Гиацинтова), «Как решается вопрос о врожденных идеях в учении Декарта, Локка и Лейбница?» (за С.Мирославлева).

Ок. 1911 – 1914
Свящ. Павел Флоренский составил схему «Родословие нашей ветви рода Флоренских» (на основании ряда черновых материалов).