1916

1916, в ночь с 24 на 25 января
Свящ. Павел Флоренский закончил рец.: В.Завитневич. А.С.Хомяков. Тт. 1–2. Киев, 1902–1913. Вошло в книгу «Около Хомякова», с присоединением отзыва на кандидатское сочинение студента LXX курса МДА Василия Херсонского «Этико-социальная теория А.С.Хомякова» (Сергиев Посад, 1916).

1916, 2, 14 февраля
«Воспоминания Анны Михайловны Флоренской, урожд. Гиацинтовой, записанные под ее диктовку свящ. П.Флоренским» (продолжение, генеалогические исследования).

1916, 15 февраля
Вел. княгиня Елизавета Феодоровна наградила свящ. Павла Флоренского правом ношения знака Красного Креста и памятным листом Марфо-Мариинской обители, посвященным 25 летию принятия ею Православия.

1916, февраль
Свящ. Павел Флоренский опубликовал архивные материалы «К биографии протоиерея Н.И.Надеждина» со своим предисловием (опубл.: «Богословский вестник», 1916, №2).

1916, февраль (?)
В.Хлебников, Дм.Петровский и Кухтин приезжали в Сергиев Посад к свящ. Павлу Флоренскому с предложением вступить в число 317 председателей «государства Времени». Число 317 объясняется, вероятно, так: 365 дней в году минус 48 воскресных выходных дня (4 воскресенья в месяц — 48 воскресений в год) равно 317 рабочих дней.

1916, 9 марта
Священник Павел Флоренский (совместно с ?) принимал экзамен по психологии в МДА (аудитория №2).
Замысел вместе с П.Н.Каптеревым «пойти в Антропометрический кабинет, исследовать себя. А затем попросить Люсю или ‹1 нрзб.› — исследовать меня психологически, способн‹ость› ‹ассоциативной — ?› памяти и т. п.»..

1916, ок. 17–26 марта
Свящ. Павел Флоренский купил у А.Н.Якуб (урожд. Тихменева) дом, который ранее снимал, на Дворянской улице в Сергиевом Посаде (за 3000 + ½ стоимость казначейских рублей).

1916, 27 марта
Запись о форме и содержании (Записная книжка, 1916, №1).

1916, 29 марта
Запись «Дружба» (Записная книжка, 1916, №1).

1916, 1 апреля
Запись «Стиль творческой воли…» (Записная книжка, 1916, №1).

1916, 3 апреля
«Из рассказов Над. Петр. Гиацинтовой» (генеалогические исследования).

1916, нач. апреля
Священник Павел Флоренский составил обновленную «Экзаменационную программу по истории философии для студентов I курса МДА на 1915/16 учебный год» (изд.: Сергиев Посад, 1916).

1916, 7 апреля
Запись — «1916.IV.9. Серг‹иев› Пос‹ад›. Великий Четверг.
Позавчера, т. е. вторник, 7 го, была совершена купчая ‹1 нрзб.› на дом. А вчера утром я взял из Библ‹итеки› “Опис‹ание› Харьковск‹ой› епарх‹ии› и узнал, что фамилия Флоринских первоначально Галичи. Узнал свою древнюю фамилию тогда, когда получил (приобрел) логовище свое» (Записная книжка, 1916, №1).

1916, 23 апреля
Запись священника Павла Флоренского, посвященная 5 летию восприятия священного сана: «…Оглядываясь назад, я благодарю Господа своего, давшего мне Свою великую милость…».

1916, 27 апреля
Запись священника Павла Флоренского о защите диссертации Н.Н.Лузина 27 в среду в 2 ч. дня в новом здании Московского университета (Записная книжка, 1916, №1). Присутствовал ли Флоренский на защите — неизвестно.

1916, 1 мая
Свящ. Павел Флоренский закончил «Отзыв о сочинении А.Туберовского. Воскресение Христово. Опыт православно-мистической идеологии догмата».

1916, 2 мая
Магистерский коллоквиум (обсуждение) диссертации А.Туберовского на Совете МДА. При голосовании все члены Совета (в том числе и 2 ой рецензент М.Д.Муретов), кроме священника Павла Флоренского (1 й рецензент) и свящ. Илии Гумилевского поддержали предложение Ректора МДА епископа Феодора «о необходимости исправления диссертации не в предполагаемом втором, а в настоящем первом издании».

1916, 10 мая
М.В.Нестеров впервые посетил свящ. Павла Флоренского в Сергиевом Посаде.

1916, 12–16 мая
Поездка свящ. Павла Флоренского вместе со студентами о. Дмитрием Дубровиным, о. Павлом Волковым и о. Павлином Крошечкиным в Ростов Великий (12–14 мая) и Ярославль (16 мая).

1916, 27 мая
Запись — «1916.V.27 ночь.
Для моего предполагаемого докторского сочинения можно было бы избрать приблиз‹ительно› такое заглавие: Философия и религия (в) древности. Материалы к симатологии философских терминов» (Записная книжка, 1916, №1).

1916, ок. 30 мая
«Заметки о роде прабабки моей Екатерины Афанасьевны Ивановой» (генеалогические исследования).

1916, 30 мая
Свящ. Павел Флоренский составил генеалогическую схему «Род клинских дворян Ивановых, из которых происходила моя прабабка...».

1916, 24–25 июня
Свящ. Павел Флоренский записал «Рассказы Лидии Ивановны, Зинаиды Ивановны и Владимира Ивановича Флоренских» (генеалогические исследования).

1916, 30 июня
Свящ. Павел Флоренский записал рассказы О.М.Кастровой («монашка из Егорьевского Троицкого монастыря») о семье Гиацинтовых (Смерть Мих. Фед. Гиацинтова – Анна – Надежда Петровна и Кастровы – Анна – «Павлик») (генеалогические исследования).

1916, июнь
Свящ. Павел Флоренский издал работу «Приведение чисел» (опубл.: «Богословский вестник», 1916, №6), написанную 26–28 марта 1906 г. в губернской тюрьме на Таганке.

1916, июнь (?)
Издана книга: А.С.Бухарев (архимандрит Феодор). Исследования Апокалипсиса. С предисл. свящ. Павла Флоренского. Изд. «Богословского вестника». Сергиев Посад. 1916. IV, 651 с.

1916, 1 июля
Умер в селе Дегтяные Борки Михаил Гиацинтов, брат А.М.Флоренской. Свящ. Павел Флоренский приехал на его погребение в Кутловы Борки.

1916, 3 июля
Запись священника Павла Флоренского о своем сыне Василии (5 лет), его характере (Записная книжка, 1916, №1).

1916, 8–10 июля
Свящ. Павел Флоренский, вернувшись в Сергиев Посад (6 июля) начал оформлять дневниковую запись «Пономарек» (о М.М.Гиацинтове) (черновые записи 2, 5, 10 июля).

1916, 26 июля
М.В.Нестеров и А.С.Мамонтова приехали в Сергиев Посад к отцу Павлу «с тайной целью разведать почву — как можно было бы написать мой портрет».

1916, лето
Священник Павел Флоренский, С.Н.Булгаков, П.Н.Каптерев и М.В.Боскин совершили совместную прогулку в Радонеж.
М.В.Нестеров, живя в Абрамцеве, посещал дом свящ. Павла Флоренского в Сергиевом Посаде.

1916/1917 учебный год

1916, 26 августа – 20 октября
Свящ. Павел Флоренский прочитал студентам 1 го курса МДА новый курс лекций «О принципах исторического познания», , посвященный философии истории и духовной генеалогии культуры (1916, 25 августа – 20 октября). Часть лекций была посвящена философии Канта и Платона, а также новой философии (Декарт и Мальбранш). На практических занятиях изучалось послание апостола Павла к Римлянам (1, 18–27), учения софистов, Сократа, Платона, Аристотеля, александрийских филологов.

1916, 25 августа
Священник Павел Флоренский написал §§1–13 курса «О принципах исторического познания» («1. Постановка вопроса. 2. Наука естественная. 3. Закон. 4. История философии. 5. Единичность исторического. 6. Закон в историческом. 7. Значительность исторического. 8. Резюме. 9. Наукословие. 10. Как возможна история. 11. Разъяснение предыдущего на примере. 12. Пример исторического познания. 13. Деление наук»).

1916, 26 августа
Священник Павел Флоренский написал §§14–20 курса «О принципах исторического познания» (14. Новое как содержание истории. 15. εργον и ενεργεια. 16. εργον и Νομοε. ενεργεια и ιΔιον. 17. Вещь и личность. 18. 50 е зачало Послания к Римлянам. 19. Природа и культура. 20. Объекты культуры и объекты природы).

1916, 31 августа
Священник Павел Флоренский написал §§20’–22 курса «О принципах исторического познания» (20’. Единичное и общее. 21. Постоянство природы и жизнь культуры. 22. Основные категории естествознания и культурознания).

1916, 1 сентября
Священник Павел Флоренский написал §§22–Генеалогия (начало) курса «О принципах исторического познания» (22 (окончание). 23. Причинные ряды в естествознании и генеалогические — в истории. Генеалогия, начало).

1916, 6 сентября
Священник Павел Флоренский написал письмо епископу Антонию (Флоренсову) касательно своих взаимоотношений с М.М.Тареевым.

1916, 7 - 20 сентября
Свящ. Павел Флоренский начал писать «Детям моим. Воспоминанья прошлых дней» (далее: «Воспоминанья...») — глава «Раннее детство».

1916, 9 сентября
Свящ. Павел Флоренский продолжил оформлять дневниковую запись «Пономарек» (о М.М.Гиацинтове).

1916, 12 сентября
«Для биографии моего отца» (генеалогические исследования).

1916, 14 сентября
Священник Павел Флоренский написал раздел «Генеалогия» курса «О принципах исторического познания».

1916, 15 сентября
Священник Павел Флоренский написал раздел «Как ею заниматься? Идиологическое дерево. Родословная с гербами» курса «О принципах исторического познания».

1916, 18 сентября
«Смысл закона золотого сечения» (первонач.).

1916, 20 сентября
«Заметки о роде моей матери» (генеалогические исследования) (дальнейшие записи за 1917, 1920, 1922, 1924 гг.).

1916, 21 сентября
Священник Павел Флоренский написал раздел «Генеалогическое дерево» курса «О принципах исторического познания».

1916, 25 сентября
Запись «Против гениальности».

1916, 28-29 сентября
Священник Павел Флоренский написал раздел «Принципиальная постановка вопроса о генеалогических схемах» курса «О принципах исторического познания».

1916, конец сентября
Подруга детства А.М.Гиацинтовой Е.Хлуденева около недели гостила в семье Флоренских в Сергиевом Посаде. В это время она по просьбе священника Павла Флоренского сделала анализ почерков его предков и членов его семьи (о Е.Хлуденевой и ее судьбе см. Интернет).

1916, 3 октября
«Андрей Матвеевич Флоренский», «Иван Андреевич Флоренский» (генеалогические исследования).

1916, 3–4 октября
Свящ. Павел Флоренский оформил почерковедческие характеристики, сделанные ранее подругой А.М.Флоренской Е.Хлуденевой (А.М.Флоренская — 26 сентября, А.И.Флоренский — 4 августа, А.У.Соловьева — 4 октября, Ю.И.Флоренская — 4 октября, О.П.Флоренская — 4 августа, Ив.Андр.Флоренский — 26 сентября) (генеалогические исследования).

1916, 5 октября
Священник Павел Флоренский написал раздел «Связь предлагаемой схемы с вопросами познания» курса «О принципах исторического познания».

1916, 15 октября
«Особенное» (начало главы — «Воспоминанья...»).

1916, 19 октября
Священник Павел Флоренский получил первые оттиски работы «Около Хомякова» (Богословский вестник, 1916, №7/8 с данной работой вышел, вероятно, позднее).

1916, 20 октября
Священник Павел Флоренский написал раздел «Общее построение курса» курса «О принципах исторического познания».

1916, 27 28 октября
Свящ. Павел Флоренский прочитал студентам 1 го курса МДА 5 лекций по философии Канта и сопоставлению Канта и Платона.

1916, 18 ноября
«Заметки по антропологии».

1916, 25 ноября
Свящ. Павел Флоренский в домовом храме в честь Марии Магдалины Общины сестер Красного Креста произнес «Слово перед панихидой об усопших воинах».
«Упырь» (рассказ-воспоминание о сокурснике по МДА, 1904 г.).

1916, 26 ноября
Свящ. Павел Флоренский написал рассказ-воспоминание «Упырь».

1916, 27 ноября
Вероятно, состоялась встреча священника Павла Флоренского с А.Белым, т. к. сохранилась его надпись на оттиске «Вступительного слова пред защитою на степень магистра…»: «Глубокоуважаемому и дорогому Борису Николаевичу Бугаеву с искренним расположением».

1916, 28 ноября
Священник Павел Флоренский написал «Памяти Ф.Д.Самарина» (опубл.: «Богословский вестник», 1916, №10/12).

1916, 1 декабря
Священник Павел Флоренский на заседании братства святителей Московских в сороковой день кончины Ф.Д.Самарина († 23 октября 1916) произнес слово «Памяти Ф.Д.Самарина», в котором засвидетельствовал свое преемство со славянофильством.

1916, 8 декабря
В «Кружке ищущих христианского просвещения» прошло собрание, в котором отца Павла «судили ... по делу Хомякова и большинством голосов против одного вынесли обвинительный приговор» (из письма С.Н.Булгакова свящ. Павлу Флоренскому 9 декабря 1916 г.).

1916, после 8 декабря (?)
М.А.Новоселов приехал к отцу Павлу в Сергиев Посад и «чуть ли не всю ночь с ним спорил и доказывал ему его “римско-магический” уклон. “И вот, — говорил М.А. — в конце концов о. Павел поник головой и согласился и при этом сказал: “Я больше не буду заниматься богословием”» (из воспоминаний С.И.Фуделя).

1916, 12 декабря
Письмо свящ. Павла Флоренского С.Н.Булгакову, в котором он пишет о своей независимости от «партийной» принадлежности к новоселовскому кружку или к другим объединениям.

1916, 18 декабря
«Заметки по антропологии» (генеалогические исследования).

1916, декабрь
Свящ. Павел Флоренский издал со своими примечаниями «Письма профессоров Московской Духовной Академии ... к протоиерею петроградского Казанского собора Александру Алексеевичу Лебедеву» (за 1867–1897 гг. — 80 писем) (опубл.: «Богословский вестник», 1916, №10/12).

1916
Свящ. Павел Флоренский создал папку генеалогических материалов «Флоренские (не наши)».

1916–1920
Свящ. Павел Флоренский создал папку: «Заметки и таблицы по истории, быту и генеалогии Московской Духовной академии, а также и вообще по духовной генеалогии. Записаны и составлены священником Павлом Флоренским. Сергиев Посад. 1916–1920. Генеалогика».

Ок. 1916 – 1920 е гг.
Свящ. Павел Флоренский создал папку: «Справочник биографико-генеалогический (собрание биографических сведений и генеалогических таблиц о своих знакомых и различных деятелях).