1917

1917, сер. января
Свящ. Павел Флоренский, С.Н.Булгаков, В.А.Кожевников и др. приходили в мастерскую М.В.Нестерова смотреть картину «Душа народа»: «Компания “религиозно-философов” с проф. Булгаковым, отцом Павлом Флоренским, Кожевниковым и другими» приходили в мастерскую к М.В.Нестерову смотреть картину «Душа народа» (письмо М.В.Нестерова А.А.Турыгину 18 января).

1917, 18 января
Свящ. Павел Флоренский подарил М.Волошину несколько своих книг с дарственной надписью.

1917, 24 25 января
«К биографии моего отца», «Товарищи» (генеалогические исследования).

1917, 31 января
Заседание Ученого совета МДА у Ректора в 11 ½ утра (Записная книжка, 1917, №1).

1917, февраль
В журнале «Русская мысль» (1917, №2) опубликована статья Н.Бердяева «Хомяков и свящ. Павел Флоренский».

1917, ок. 20 февраля
Возобновление занятий в МДА (из письма священника Павла Флоренского матери 26 февраля 1917 г.).

1917, 23 февраля
Запись о Декарте и дуалистах (Записная книжка, 1917, №1).

1917, 27 февраля – 4 марта
Свящ. Павел Флоренский прочитал студентам 1 го курса МДА курс лекций по новой философии (Декарт и Мальбранш).

1917, 10 марта
Свящ. Павел Флоренский вместе с Д.И.Введенским и свящ. И.В.Гумилевским принимал экзамен по литургике у студентов III курса МДА.

1917, 14 марта
Свящ. Павел Флоренский (и вслед за ним П.Вас.Нечаев) покинули собрание корпорации МДА, будучи несогласными с непорядочностью обвинений Ректора МДА епископа Феодора и требованиями профессоров.

1917, 15 марта
Священник Павел Флоренский вместе с Д.И.Введенским и свящ. И.В.Гумилевским принимал экзамен по библейской истории у студентов I курса МДА.

1917, 16 (или 17) марта
Священник Павел Флоренский поехал в Москву для срочной встречи с Ал.Дм.Самариным, обвиненным на собрании корпорации МДА Н.Л.Туницким «в некрасивой и подлой роли».

1917, 17 марта
Священник Павел Флоренский вместе с С.С.Глаголевым и П.В.Нечаевым принимал экзамен по истории философии и студентов I курса МДА.

1917, 20 марта
Свящ. Павел Флоренский подал Ректору МДА епископу Феодору прошение об освобождении его от обязанностей редактора «Богословского вестника».

1917, 24 марта
Священник Павел Флоренский вместе с С.С.Глаголевым и П.В.Нечаевым принимал экзамен по истории философии у студентов I курса МДА.

1917, 27 марта
Священник Павел Флоренский начал составлять совместно с С.Н.Булгаковым «Проект религиозно-философской Академии в Москве» (закончено 12 июня 1917 г.).

1917, март
Свящ. Павел Флоренский опубликовал «Данные к жизнеописанию архимандрита Серапиона (Машкина)» (опубл.: «Богословский вестник», 1917, №2/3) из незавершенной работы: «Архимандрит Серапион Машкин. Жизнь мыслителя» (1914–1917).

1917, 1 апреля
Письмо свящ. Павла Флоренского Н.А.Бердяеву с предупреждением в связи со статьей в «Русской мысли» (1917, №2).

1917, 11 апреля
Свящ. Павел Флоренский начал писать «Завещание» («на случай моей смерти», §1–4).

1917, 14 апреля
Священник Павел Флоренский был выбран в районный комитет (за — 87, против — 19, воздержались — 9) и в распорядительный комитет Вифанского района во время районных выборов (Известия распорядительного комитета Сергиева Посада, 1917, 14 апреля, №5).

1917, 20 апреля
Заседание Совета МДА в 18.00 вечера (Записная книжка, 1917, №2).

1917, 21 апреля
Заседание Проверочной комиссии (10 ч утра), заседание Районного комитета (19 ч. вечера) (Записная книжка, 1917, №2).

1917, 23 апреля
Свящ. Павел Флоренский написал «Записку к студентам МДА об академическом строе».

1917, 23, 25, 26 апреля
Священник Павел Флоренский написал (23 и 25 апреля) и произнес в «Обществе памяти Вл.С.Соловьева» (26 апреля) вступительное слово к беседе «О религиозных задачах, стоящих пред новой Россией».

1917, 27 апреля
Священник Павел Флоренский посетил в Москве (Донской монастырь) епископа Антония (Флоренсова).

1917, 29 апреля
Отцу Павлу во время служения воскресной всенощной открылся духовный смысл жизни В.Ф.Эрна, как знамение его кончины в этот день.

1917, 30 апреля
Свящ. Павел Флоренский совершил всенощную панихиду по В.Ф.Эрну в его московской квартире накануне его погребения. Среди присутствовавших А.Н.Руднев упоминает: о. Сергий Соловьев — пел, Ф.К.Андреев, Г.А.Рачинский, Нилендер, Н.Д.Виноградов. Служба продолжалась ровно один час.

1917, 3 мая
Свящ. Павел Флоренский освобожден от обязанностей редактора «Богословского вестника».

1917, 8 мая
«Завещание» (§5).

1917, 26 мая
В «Обществе Вл.С.Соловьева» С.Н.Булгаков прочитал слово свящ. Павла Флоренского «Памяти В.Ф.Эрна» (набросок — 22 мая (?); продиктовано в ночь с 25 на 26 мая свящ. Александру Гиацинтову).

1917, май (?)
Выход книги свящ. Павла Флоренского «Первые шаги философии» (Сергиев Посад, 1917).

1917, май – август
Время работы М.В.Нестерова над двойным портретом «Философы» и посещения им дома отца Павла в Сергиевом Посаде.

1917, 10 июня
«О 70 х годах» (генеалогические исследования).

1917, 12 июня
Свящ. Павел Флоренский закончил «Проект религиозно-философской Академии в Москве» (совместно с С.Н.Булгаковым, начат 27 марта) и «Докладную записку в Совет МДА о кафедре агиологии».

1917, 16 июня
Архиепископ Харьковский Антоний написал священнику Павлу Флоренскому письмо, в котором писал: «…Господь да вознаградит Вас за благородство в отношении к Преосв. Феодору. Преданный душевно А. Антоний».

1917, 17 июня
«Беспорядочные заметки об отце моем Александре Ивановиче Флоренском» (генеалогические исследования).

1917, 21 июня
Свящ. Павел Флоренский оформил запись «Ольга Павловна Флоренская» на основании характеристики почерка Е.Хлуденевой (4 августа 1916).

1917, 22 июня
Дата основного завершения М.Н.Нестеровым двойного портрета «Философы».

1917, 22 июня
Свящ. Павел Флоренский составил заметки к описанию характера своей матери Ольги Павловны и жены, А.М.Флоренской, — на основании слов гостившего тогда М.Н.Нестерова.

1917, 23 июня
Священник Павел Флоренский написал архиепископу Харьковскому Антонию письмо, в котором объяснил причину ухода с поста редактора «Богословского вестника»: «Я поспешил отказаться сам, не имея ни малейшего желания развивать идеологию хамократической церкви и не желая быть выставленным товариществующими сотоварищей».

1917, 29 июня
Свящ. Павел Флоренский награжден наперсным крестом.

1917, 30 июня
«Наши батумские знакомые», «Знакомые, товарищи и приятели моего отца» (генеалогические исследования).

1917, 3 июля
Умер Вл.А.Кожевников. Свящ. Павел Флоренский начал готовить к изданию свою переписку с ним и собирать материалы для памятного очерка.

1917, 6 июля
«Завещание» (§6-8).

1917, 6–7 июля
Свящ. Павел Флоренский дополнил дневниковую запись от 8–10 июля 1916 г. «Пономарек».

1917, ок. 6 июля
Редактирование статьи «На Маковце» (1913, 20 мая – 4 июня) («У водоразделов мысли»).

1917, 12 июля
«Ивановы» (по рассказам М.В.Нестерова — генеалогические исследования).

1917, 14 июля
Свящ. Павел Флоренский записал в Москве (?) рассказы Т.А.Сапаровой о роде своей матери (генеалогические исследования).

1917, 30 июля
Письмо свящ. Павла Флоренского А.С.Мамонтовой, в котором он убеждал ее не оставлять Абрамцево: «Я уверен, что худшее еще впереди, а не позади, что кризис еще не миновал».

1917, 31 июля
Свящ. Павел Флоренский записал (в Москве?) рассказы Ю.А.Флоренской о роде своей матери (генеалогические исследования).

1917, 11 августа
Свящ. Павел Флоренский записал (в Москве?) рассказы Ю.А.Флоренской о роде своей матери (генеалогические исследования).

1917, 12–13 августа
«Заметки о семье Гиацинтовых» (М.Ф.Гиацинтов – Н.Ф.Песочина) (генеалогические исследования).

1917, 15 августа
«Отец мой» (генеалогические исследования).

1917, 22–25 августа
«Заметки о семье Гиацинтовых» (Н.Ф.Песочина) (генеалогические исследования).

1917, 23 августа
Священник Павел Флоренский венчал в домовом храме в честь равноапостольной Марии Магдалины общины сестер милосердия Красного Креста брак Зосимы Васильевича Трубачева и Клавдии Георгиевны Санковой и благословил их иконой с дарственной надписью: «Дорогому Зосиме Васильевичу Трубачеву благословение на чистый и счастливый брак от священника Павла Флоренского, душевно к нему расположенного. 1917.VIII.23. Сергиев Посад».

1917, конец августа
Переезд В.В.Розанова в Сергиев Посад по приглашению свящ. Павла Флоренского.

1917/1918 учебный год

1917, 3 сентября (воскресенье)
Молебен на начало нового учебного года (13 ч. дня).

1917, 3–4 сентября
Свящ. Павел Флоренский написал отзыв на книгу П.В.Нечаева «Теизм как проблема разума Г.Ульрицы. К вопросу о методологии научно-философского обоснования теизма» (Сергиев Посад, 1916), представленную в качестве магистерской диссертации (см. далее 4 сентября).

1917, 4 сентября
Священник Павел Флоренский участвовал в магистерском коллоквиуме П.В.Нечаева, продолжавшемся 8 часов (с 11 ч. утра).

1917, 5 сентября – 16 ноября
Свящ. Павел Флоренский прочитал студентам 1 го курса МДА курс лекций по истории философии: I. Методология истории философии. II. Определение временных и пространственных границ философии Древней Греции, разграничение на периоды. III. Обзор развития ионической философии. IV. Платонизм. Аристотель. V. Третий период. На практических занятиях студенты I курса под руководством свящ. Павла Флоренского перевели с немецкого языка «Словарь философии терминов Аристотеля».

1917, 12 сентября
Имеславцы схимонах Досифей и монах Пантелеимон обратились к отцу Павлу с просьбой помочь подать прошение на Поместный Собор о пересмотре вопроса об Имени Божием (заслушены 26 марта 1918 г.).

1917, 14 сентября – 27 ноября
Свящ. Павел Флоренский написал и прочитал студентам 3 го курса МДА спецкурс с коллоквиумом «Из истории философской терминологии» (1. Термин. 2. Homo faber. 3. Продолжение наших чувств — 14 сентября. 4. Органопроекция — 15–19 сентября. 5. Символика видений — 19 сентября. 6. Хозяйство — 20 сентября. 7. Макрокосм и микрокосм — 21 сентября. 8. Целое — 5 октября. 9. Divina sive aurea section — 19–20 октября. 10. Золотое сечение в применении к расчленению времени — 24–30 октября. 11. Смысл закона золотого сечения — 30–31 октября. 12. Разбор некоторых суждений о законе Цейзинга — 23–27 ноября) («У водоразделов мысли»).

1917, 14 сентября
Священник Павел Флоренский написал разделы «1. Термин», «2. Homo faber», «3. Продолжение наших чувств» спецкурса «Из истории философской терминологии».

1917, 15–19 сентября
Священник Павел Флоренский написал раздел «4. Органопроекция» спецкурса «Из истории философской терминологии».

1917, 19 сентября
Священник Павел Флоренский написал раздел «5. Символика сновидений» спецкурса «Из истории философской терминологии».

1917, 20 сентября
Священник Павел Флоренский написал раздел «6. Хозяйство» спецкурса «Из истории философской терминологии».

1917, 21 сентября
Священник Павел Флоренский написал раздел «7. Макрокосм и микрокосм» спецкурса «Из истории философской терминологии».

1917, 29 сентября
Свящ. Павел Флоренский написал отзыв о книге: Протоиерей Н.Боголюбов. Философия религии. Ч. 1. Историческая. Т. 1 й. Киев. 1915.

1917, осень (?)
Свящ. Павел Флоренский написал за студента МДА 1 го курса священника Александра Гиацинтова семестровое сочинение: «Учение ветхозаветной апокалиптики об ангелах князьях царств».

1917, 8 октября
Священник Павел Флоренский написал раздел «8. Целое» спецкурса «Из истории философской терминологии».

1917, 9 октября
Священник Павел Флоренский написал вступительное слово «К диспуту А.М.Туберовского».

1917, 10 и 11 октября
Магистерский диспут А.М.Туберовского «Воскресение Христово. Опыт православной мистической апологии догмата» (Сергиев Посад, 1916), длившийся в общей сложности 8 часов.10 октября на диспуте присутствовал архиепископ Новгородский Арсений.

1917, 19–20 октября
Священник Павел Флоренский написал раздел «9. Divina sive aurea section» спецкурса «Из истории философской терминологии».

1917, 23 октября – 5 ноября
Священник Павел Флоренский составил проект книги «У водоразделов мысли»: объем 40–45 печатных листов; предполагаемое название книги — «Из приступов к конкретной метафизике», «Первые наброски из конкретной метафизики», «Из лекций».

1917, 24–30 октября
Священник Павел Флоренский написал раздел «10. Золотое сечение в применении к расчленению времени» спецкурса «Из истории философской терминологии».

1917, 27 октября
«Заметки о семье Гиацинтовых» (Ядовитый паук – Н.П.Гиацинтова – Карточка М.Ф.Гиацинтова – Время рождения и т.п.) (генеалогические исследования).

1917, до 31 октября
Священник Павел Флоренский написал раздел «11. Смысл закона золотого сечения» спецкурса «Из истории философской терминологии».

1917, октябрь
Священник Павел Флоренский провел в МДА заседание философского кружка, посвященное памяти В.Ф.Эрна.

1917, 5 ноября
«Заметки о семье Гиацинтовых» (Кумовья) (генеалогические исследования).

1917, 6 ноября
Свящ. Павел Флоренский составил свою «Антропологическую характеристику» и «Словесный портрет… (по таблицам Бертильона и книге Рейса)» (генеалогические исследования).

1917, 23–27 ноября
Священник Павел Флоренский написал раздел «12. Разбор некоторых суждений о законе Цейзинга» спецкурса «Из истории философской терминологии».

1917, 8 декабря
«Пути и средоточия» (первонач. — «У водоразделов мысли»).

1917, 9 декабря
С.Н.Булгаков просил свящ. Павла Флоренского привезти в Москву его замечания на Послание Синода об Имени Божием (1913 г.) и на доклад епископа Никона. Материалы были необходимы для работы подотдела об Афонском движении.

1917, 12 декабря
Священник Павел Флоренский написал отрывок «Целое» в дополнение к спецкурсу «Из истории философской терминологии».

1917, 28 декабря
Свящ. Павел Флоренский и П.Н.Каптерев посетили Вас.Вас. и Варв.Дм. Розановых.

1917, кон. 1917 – нач. 1918
Свящ. Павел Флоренский составил проект текста для нового Послания об Имени Божием.